Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах

В национальной программе по подготовке кадров подчеркивается необходимость разработки и внедрения эффективных организационных и педагогических форм, средств и методов– в целях духовного развития обучающихся. Национально-культурные ценности рассматриваются в Программе как источник полноценного воспитания и целостного развития личности. Особое внимание в программе уделяется поиску новых технологий, инновационных находок в педагогике, методике обучения – воспитания. В Программе подчеркивается необходимость создания условий и действенных механизмов воздействия на личность, удовлетворения и реализации интересов обучающихся в контексте с необходимостью внедрения инновационных технологий в учебный процесс, обеспечение гармонично развитой личности, с утверждением приоритета гуманизма. Обозначенные факторы определяют актуальность избранной темы исследования.

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, которая во многом определяет эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Значительное усложнение и модификация задач и функций, решаемых и выполняемых современной школой, требуют осмысления сложившейся практики воспитания и постоянного поиска путей и средств повышения эффективности воспитательной деятельности. Одна из важнейших задач учителя современной школы - модернизация действующей системы педагогического воздействия, разработка, усвоение и реализация новых технологий воспитания, ориентированных на достижение главной цели образовательного учреждения — развитие личности школьника. Социально-экономические реформы и перестроечные процессы, которые происходят в настоящее время в жизни нашего общества, вызывают серьезные изменения в содержании и деятельности всех социальных институтов, в том числе и в системе народного образования. Сегодняшняя школа освобождается от излишней авторитарности, косности, идеологических штампов и становится более демократичной, гуманной, относительно свободной в решении организационных, методических и образовательных задач. Многие школы переходят на инновационный путь развития, внедряют новые модели обучения, ведут большую поисковую и экспериментальную работу.

Обновление образования в Республике Узбекистан, направлено, прежде всего, на достижение его качественно нового состояния.

Предмет исследования: изучение и выявление эффективных путей социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах.

Объект исследования: процесс социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах

Цель исследования: состоит в обосновании и разработке дидактических основ социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах.

Степень изученности проблемы: Методологический фундамент современной практики начального обучения представлен широким спектром теорий и концепций Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова, экспериментальных программ Н.Ф.Виноградова, Н.Б.Истомина, А.А.Леонтьева. Программы воспитания младших школьников разработаны в настоящее время как в отечественной Ж. Хасанбоев, О. Тураева, Г. Ибрагимова, так и в зарубежной Л.Кумекер, Д.С.Шейн, П.Прутцман теории и практике воспитания. Широкий круг вопросов, связанных с воспитательной деятельностью педагога начальной школы, нашел отражение в психолого-педагогических исследованиях: методики воспитательной работы в начальной школе О.С.Богданова, Л.Р.Болотина, В.И.Петрова, З. Кузиева. Деятельности педагога по формированию ученического коллектива А.Т.Куракин, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Профессиональной позиции педагога как воспитателя Н.И.Болдырев, А.И.Григорьева, В.А.Сластенин. Его взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса Б.З.Вульфов, Н.С.Дежникова, содержания деятельности классного руководителя, учителя начальных классов в гуманистической воспитательной системе школы В.В.Андреева, И.В.Грузина, Фам Вьюнг Дьен, В.И.Максакова. Однако вопрос социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах специально до сих пор не рассматривался.

В основу исследования положена следующая гипотеза: социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах может быть обеспечено при условии:

-изучение передового опыта зарубежных и отечественных исследователей по социально-психологическому обеспечению педагогического воздействия в начальных классах;

-повышение квалификации педагогических кадров, в целях грамотного обеспечения педагогического воздействия в начальных классах;

-учета индивидуально-психологических особенностей при подготовке будущих педагогических кадров;

-совершенствование воспитательных программ по социально-психологическому обеспечению педагогического воздействия в начальных классах;

-целенаправленной работы во время классных и внеклассных мероприятий в плане выявления методов и средств, способствующих успешному социально-психологическому обеспечению педагогического воздействия в начальных классах.

Методы исследования:

-теоретический: изучение и анализ дидактической, психологической, социологической, философской, методической литературы по теме исследования;

-социолого-педагогический: изучение программ, школьной документации и учебников, наблюдение за педагогическим процессом обучения, анкетирование, интервьюирование, диагностирование, прогноз;

-экспериментальный: проведение констатирующего среза и обучающегося эксперимента;

-статистический: количественный и качественный анализ полученных данных, обобщение результатов исследования.

В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы, мы избрали темой диссертационной работы "Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах".

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды многих исследователей, таких как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, М.Р.Овчаров, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Абдуллаева.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с философскими трудами Б.Г. Ананьева, Н.А. Бердяева, М.С. Кагана, И.С. Кона, Э.С. Маркаряна.

Научная новизна заключается в том, что в ней:

-обоснована дидактическая и воспитательная ценность социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах;

- разработано содержание и систематизированы методы, способствующие совершенствованию социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах;

- выявлены и конкретизированы педагогические условия обеспечения педагогического воздействия в начальных классах.

Цель работы - выявить значение социально-психологического обеспечения педагогического воздействия учащихся начальных классов, а также разработать практические рекомендации по теме исследования.

Объект исследования: процесс социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах.

Предмет исследования: методы, пути и средства оптимизации педагогического воздействия на основе социально-психологического обеспечения в начальных классах.

Гипотеза исследования: педагогическое воздействие на учащихся будет эффективным, если:

педагогическое воздействие будет опираться на педагогическое общение - как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности;

учитывать, что стратегия поведения учащихся влияет на социально-психологический климат ученического коллектива;

обеспечить ребенку психологическую поддержку со стороны взрослых, в первую очередь родителей и учителя – классного руководителя.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Проанализировать средства и приёмы педагогического воздействия на младших школьников.

3. Изучить влияние социально-психологического обеспечения на педагогическое воздействие учащихся младших.

4. Сформулировать методические рекомендации по улучшению педагогического воздействия на учащихся начальных классов на основе социально-психологического обеспечения.

Научная новизна:

- выдвинуто и обосновано положение о необходимости учета социально-психологического обеспечения в деятельности учителя начальных классов;

-Доказано влияние социально-психологического обеспечения на успешность педагогического воздействия;

- Установлены основные направления в деятельности учителя, обеспечивающие оптимизацию педагогического воздействия и повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Полученные данные позволили уточнить и конкретизировать общетеоретические представления о содержании и функциях педагогического воздействия на основе социально-психологического обеспечения.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловливается разработкой педагогических основ социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах;

Обоснованием и описанием методики работы по исследуемой теме; обоснованием и совокупностью исходных положений, образующих теоретические основы социально-психологического обеспечения педагогического воздействия в начальных классах; Результаты исследовании могут быть использованы для повышения профессиональной компетенции учителей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе с учащимися начальных классов. Кроме того, полученные материалы и сформулированные на их основе рекомендации могут быть использованы в педагогических вузах в целях подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Апробация результатов исследования основные положения диссертационного исследования представлены и обсуждены на научно-практических конференциях НГПИ, а также на заседаниях кафедры педагогики и психологии НГПИ. Материалы диссертационного исследования использованы в ходе работы с учащимися начальных классов.


Другие статьи:

Структура урока физической культуры и характеристика его частей
Наиболее полно и доступно, по моему мнению, структура урока была раскрыта в учебнике Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. По их мнению, каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отр ...

Речь учителя как средство организации внимания
Существенное значение в воспитании внимания школьников имеют литературно-педагогические достоинств речи учителя. Соответствие мысли и слова, точность ясность и доступность словесного выражения мысли облегчают процесс усвоения знаний учениками и способствуют поддержанию их внимания на предмете урок ...

Технология проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время
Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичног ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru