Главной целью педагогического воздействия на учащегося является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете закономерностей личности процесса воздействия, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Важно так строить педагогический процесс, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Условие эффективности воспитательного воздействия - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности.
Известно, что положительная мотивация значительно стимулирует деятельность. Исследованиями установлена зависимость эффективности деятельности от силы мотивации: чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности (закон Йеркса-Додеона). Однако такая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает снижаться.
В целом работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс. Его реализация требует систематической, планомерной работы. Вместе с тем реализация описанных ниже этапов не требует от педагога значительных затрат времени и, следовательно, не нарушает обычного течения процесса обучения. От учителя требуется лишь взглянуть на традиционную организацию своей работы с точки зрения ее модернизации согласно задачам формирования мотивационного компонента воспитательной деятельности.
Подготовительный этап предполагает установление контакта педагога с классом. Особое значение он приобретает в начале обучения, т. е. в момент первых встреч класса и учителя.
Основными направлениями работы на данном этапе являются:
Формирование у школьников понимание руководящих функций учителя в процессе педагогического процесса.
1. Проявление к детям ровного, дружелюбного отношения.
2. Формирование в классе уважительных отношений среди детей.
3. Достижение взаимопонимания в отношениях учителя с родителями.
4. Установление отношений доверия между детьми и учителем.
Первый этап связан с началом педагогического процесса. На этом этапе важно добиться возникновения положительного настроя. Здесь возможны различные подходы: учитель может использовать каждое из предложенных ниже направлений самостоятельно или весь комплекс вместе. Выбор зависит от конкретной ситуации, особенностей детей, целевых установок учителя.
Направления работы на первом этапе:
1. Обеспечение ярких представлений детей о своих предыдущих успехах.
2.Создание ситуации для проявления желания узнать что-то новое, полнее познакомиться с изучаемыми явлениями, увидеть перспективы своей работы.
3. Формирование представления о личной значимости изучаемого материала для ребенка (его положения в классе, успешности в обучении, адаптации в жизни).
Второй этап предполагает закрепление возникшей мотивации в процессе взаимодействия учителя и учеников в процессе решения конкретных задач.
Направления работы на втором этапе:
1. Формирование заинтересованности деятельностью с помощью разных вариантов работы. Это способствует снятию возникающего в педагогическом процессе напряжения, обеспечивает индивидуальный подход для каждого ребенка, позволяет соединять в работе индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы.
2. Введение самостоятельных работ для формирования умения следовать поставленной цели, осуществлять контроль за своей деятельностью, обращаться за помощью.
Критерии структуризации информационных ресурсов
По виду функционирования ресурса можно выделить: динамический ресурс, содержание которого периодически обновляется и статический ресурс, содержание которого не обновляется.
По профилям обучения можно выделить: ресурс, содержащий информацию гуманитарно-филологического направления; ресурс, содерж ...
Основные подходы к пропедевтике геометрических знаний
Рассмотрим основные подходы к пропедевтике геометрии в 5-6 классах основной школы. Первая постановка вопроса о необходимости начального этапа обучения геометрии принадлежит Ж. Даламбергу. В России о необходимости пропедевтического курса геометрии впервые заговорил С.Е. Гурьев в конце 18 века. Мысл ...
Организация исследования в методике обучения. Методы исследования
Под организацией методического исследования подразумевается процесс и результаты научно-методической деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения ИЯ в начальной школе. Любое педагогическое, в том числе методическое, исследование предполагает наличие общепринятых ...