вычленение звука из ряда гласных в начальный позиции (уиа - око оиу и др.);
из серии слогов с повторяющимися гласными (ул - ус - ут; ил - ис - ик и т.д.);
из слов, где гласный звук находится в начальной позиции под ударением (утка, астра, Аля, аист и т.д.);
из слов, в которых гласный звук находится в середине слова под ударением (сом, ком, шум, рис, кит, сок и т.д.).
Аналогично проводится работа по формированию умения вычленять согласные звуки. Однако работа по развитию функции фонематического анализа по вычленению первого согласного звука проводится после того, как у детей отработан навык выделения звука из открытого и закрытого слогов и узнавание начальных гласных. Работу можно проводить следующим образом: для анализа детям предлагается закрытый слог типа ум, ох, ам, ус и др., они выделяют гласный звук, затем определяют, какой звук произносится после выделенного, при этом согласный сначала выделяется интонационно. После закрепления этого действия, детям предлагаются открытые слоги, состоящие из тех же звуков, но в иной последовательности (му, хо, ма, су и т.д.).
Следующей ступенью развития простых форм фонематического анализа и синтеза является обучение определения места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала необходимо учить детей определять место ударного гласного в односложных и двусложных словах. При работе уточняется артикуляция звука, вычленяется изученный звук из слова, определяется место, при этом на начальном этапе используются простые, односложные слова.
Такая же схема сохраняется при определении места согласного звука в слове.
После закрепления данного навыка переходят к развитию сложных форм фонематическою анализа и синтеза (определению последовательности звуков в слове, количества их в слове, места звуков в слове по отношению к другим звукам, которые являются более совершенными умственными действиями и проходят определенные этапы формирования (П. Я. Гальперин)
I этап. Освоение действия с опорой на материализацию.
Формирование фонематическою анализа и синтеза осуществляется с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему слова и фишки. Так, при формировании умения определять последовательность звуков в слове, дети последовательно заполняют графическую схему фишками, выделяя каждый звук и определяя его характер («согласный» - «гласный»; «ударный гласный» - «безударный гласный»). Действия, выполняемые детьми, представляют собой практические действия по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап. Формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане.
Здесь опора на материализацию исключается. Слово называется, определяется последовательность звуков в слове, количество звуков в слове. Или, при формировании операции фонематического синтеза детям называются звуки по порядку следования их в слове. Они должны составить из них слово. Называются звуки [к], [о], [т], дети повторяют звуки по порядку, уточняют их количество, последовательность и называют слово «кот».
III этап. Формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане.
Дети выполняют операции фонематического анализа и синтеза, не называя слова и непосредственно на слух их не воспринимая. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется в следующей последовательности:
определение количества звуков в слове (гласных, согласных). Составление слов из заданного количества звуков;
определение последовательности звуком в слове (гласных, и согласных), составление слов из заданной последовательности звуков;
определение места звука в слове по отношению к другим звукам в слове.
Особое значение при формировании операций фонематического анализа и синтеза отводится подбору речевого материала. При этом учитываются такие факторы как длина слова, слоговая структура, частота употребления слова, ударность слога.
В процессе работы на каждом этапе необходимо учитывать следующее:
I.Вырабатываемые временные связи у детей с задержкой психического развития отличаются нестойкостью, поэтому необходимо использовать большое количество разнообразных игровых и учебных заданий, тренировочных упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка и повторяются на протяжении всего коррекционного обучения.
Необходимость обучения произносительным навыкам в
процессе изучения иностранного языка в средней школе
Важность владения фонетическими средствами языка объясняется, прежде всего тем, что звуковой язык всегда был и остается единственным языком человеческого общества. Следовательно, любые оттенки мысли передаются и воспринимаются через звуковую оболочку языка. Владение фонетической системой языка важ ...
Классификация уроков в зависимости от решаемых задач
Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. По данным учебника Б. Ашмарина, в методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулиров ...
Приемы устных вычислений, основанные на изучении результата действий в
зависимости от изменения компонентов
Сложение и вычитание
1. Округление одного или нескольких слагаемых.
Этот прием основан на изменении суммы при изменении слагаемых.
а) Если одно из слагаемых увеличить (или уменьшить) на несколько единиц (или долей), а другое слагаемое оставить без изменения, то сумма увеличится (или уменьшится) ...