Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется весь набор необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.
Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех вышеперечисленных достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре. «В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Практика показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям». Так как фольклор — это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Если совсем маленького ребёнка приобщают к культуре своего народа в процессе ежедневного бытового общения, то для ребёнка более старшего возраста будет уже более интересным и эффективным в его воспитании использование наглядных (визуальных) средств. Например, педагог или родители могут посещать с детьми выставки, где бывают представлены предметы быта предков или оружие, с помощью которого былинные герои защищали свою Родину. Если вспомнить образ кулачного бойца, о котором мы уже говорили выше, его незаменимость для воспитания патриотического чувства молодого поколения, то нужно сказать, что наиболее ярко образ кулачного боя и участников его можно передать с помощью инсценировки этого события.
Постановки различных праздников, театральные постановки в школе вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.
В старшем школьном возрасте патриотическое воспитание можно осуществлять при помощи изучения такого жанра фольклорных произведений, как историческая песня. Сопоставляя художественный текст с историческими знаниями, дети ещё больше узнают о личности того или иного исторического деятеля, исторический материал закрепляется и намного дольше остаётся в памяти. В исторических песнях рассказывается о выдающихся деятелях России: О Петре I, Суворове, Кутузове.
Отдельно нужно сказать о жанре былин. В образе богатыря, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота: сила, смелость:
«… а смелостью да в Илью Муромца…»,
дипломатичность:
«У Добрыни вежество рождённое и учёное…
Умеет Добрыня слово молвити,
Перед тем царём Батырём поклонитися,
Поклонитися умеет и похвалитися.
Не дорого ничто, дорого вежество»,
желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии:
«Говорит Илья да таковы слова:
Ай же ты, удалой добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобою сражатися,
Я желаю с тобой побрататися. –
Святогор богатырь соглашается,
Со добра коня да спущается,
И раскинули они тут бел шатёр,
Сошли они оба на белый шатёр,
Они друг другу порассказалися,
Цели и содержание обучения
Целевой компонент структуры процесса обучения ИЯ детерминируется потребностями современного общества и представляет собой педагогически сформулированный социальный заказ общества, зафиксированный в различного рода государственных документах, например, в проекте Временного государственного образова ...
Анализ научных подходов к дислалии, как речевому
нарушению
В этой главе мне бы хотелось рассмотреть взгляды отечественных логопедов – практиков относительно развития термина «дислалия» с различных точек зрения.
Безусловно, понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров, и поэтому нет определенного стандарта при характеристике данного р ...
Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями
Первые 6 месяцев жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях.
После полугода ...