Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно. «Средство само по себе не оказывает как бы предписанного ему влияния. Нет ни «хорошего», ни «плохого» средства. Оно полностью подчинено методу».
Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину.
Значительную роль в системе средств патриотического воспитания играют фольклорные средства.
С фольклорными произведениями ребёнок знакомится с самого рождения.
«Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни — это заговоры — обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде».
Достоинство народной поэзии состоит в её простоте. Короткие, ритмичнее, запоминающиеся текст, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент.
Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво – что очень важно при достижении эффективности воспитания – к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел «необходимую музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.
Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают ребёнка, но и передают нравственнее основы. Например, сорока наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Не меньшее значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление художественными средствами — через уподобление; метафорическое описание предмета. Добавим к этому ещё и пословицы и поговорки, которые так же, с детских пор, наставляли, приобщали к неписаным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей.
Что касается пословиц и поговорок, нужно ещё сказать о том, что данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания патриотического чувства в детях. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что – недостойно настоящего гражданина: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др.
При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.
В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш — меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.
Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр — от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку» [6,7]. Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное. Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры. Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные игры, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждой игре есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняет реальным смыслом игровые образы.
Разработка занятий элективного курса
Занятие №1 Тема: «Функции и их основные свойства».
Цели: обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по теме «Функции. Основные свойства функций».
Форма работы: беседа.
Ход занятия:
Организационный момент. Введение в элективный курс «Применение свойств функций при решении уравнений ...
Развитие восприятия и представлений
В дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Специально заниматься развитием чувственного познания нужно в любом дошкольном учреждении. Поэтому многие задачи, связанные с развитием чувственного познания, в специальн ...
Опытно-экспериментальная деятельность по применению
презентации Power Point на уроках английского языка
В соответствии с вышеназванной целью было проведено исследование результативности работы с использованием аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка. Для определения степени эффективности применения аудиовизуальных средств обучения на уроках английского языка во время прохождения ...