Свойства внимания

Страница 3

Способность распределять внимание развивается в процессе обучения. Важным условием ее развития является выработка у школьников прочных навыков, которые могут выполняться автоматически. Ученик не может слушать и конспектировать одновременно, если у него не выработан навык конспектирования, а тем более, если не достаточно автоматизирован навык письма.

Умение распределять внимание развивается у школьников постепенно, в процессе упражнений. Учителю небходимо упражнять учащихся в распределении внимания, давать соответствующие задания. На уроке необходимо следить за распределением внимания учащихся, поощрять их успехи в этом направлении, подбадривать тех учеников, которым распределение внимания дается нелегко.

Переключение внимания

Переключение Внимания определяется быстротой перехода внимания от одного объекта или вида деятельности на другой. Ученик с легкой переключаемым вниманием не тратит много времени и усилий на то, чтобы от решения задачи по геометрии перейти к выучиванию урока по истории. Ученику со слабо переключаемым вниманием приходится тратить много усилий и времени на то, чтобы изменить направление внимания. Внимание такого ученика как бы находится во власти предыдущей деятельности, это своего рода "Инерция " внимания в известной степени мешает ученику сосредоточиться на новом объекте.

В процессе обучения постоянно происходит переключение внимания на новые вопросы, без чего невозможно усвоение системы знаний. Переключение внимания предотвращает утомление нервных клеток, связанных с выполнением данной деятельности, переводя их в тормозное состояние.

Какие же факторы способствуют переключению внимания? Прежде всего, значимость тех объектов или деятельности, на которые переключается внимание. Внимание легко переключается на те объекты, которые для личности имеют важное значение. Переключению внимания способствует интерес к объекту или деятельности.

Переключение внимания зависит от упражнений и тренировки. Если учитель требует от учащихся быстрого переключения внимания, то в конечном итоге у них вырабатывается привычка его быстрого перевода на другой объект. Однако при глубоком сосредоточении внимания, когда последнее достигает уровня послепроизвольного, его переключение осуществляется с большим трудом.

Очень длительное сосредоточение внимания на одном виде деятельности ведет к утомлению нервных клеток. Поэтому при длинной сосредоточенности необходимо преднамеренно переключать внимание, чтобы не допускать истощения нервных клеток. Полезно при напряженной умственной работе, требующей длительной сосредоточенности, через 45 – 50 минут переключать внимание. Однако при сильной выносливой нервной системе это время может быть более длительным.

Слишком частое переключение внимания тоже ведет к утомлению: это связанно с частым изменением соотношения возбужденных и заторможенных участков коры мозга. Поэтому на уроке не следует ставить слишком много вопросов учащимся, требующих частого переключения внимания; Ребята устанут от этих вопросов, что отрицательно скажется на эффективности урока.

Отвлекаемость внимания

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания одного объекта на другой. Отвлекаемость определяется действием посторонних раздражителей на процесс произвольного внимания. Например, ученик сосредоточил свое внимание на решение задачи; вдруг кто-то включил магнитофон, и школьник начал слушать песню, его внимание отвлеклось от основной деятельности.

Если посторонний раздражитель легко разрушил процесс произвольного внимания, то такое внимание называется легкоотвлекаемым; если произвольное внимание не разрушается действием посторонних раздражителей или разрушается с трудом, то такое внимание называется трудноотвлекаемым. На внимание действуют как внешние, так и внутренние раздражители. Отвлекаемость, вызываемая действием внешних раздражителей (звуковых, световых и других), называется внешней; действием внутренних посторонних раздражителей (настроение, чувства, мысли и так далее) обусловлена внутренняя отвлекаемость

Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних и внутренних раздражителей, не имеющих отношения к выполнению деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внешней отвлекаемости внимания, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлеч ...

Разработки фрагментов уроков математики с использованием коллективной учебной деятельности для учащихся 5 – 11 классов
В данном параграфе представлены разработки фрагментов уроков математики, алгебры и начала анализа и геометрии для 5 – 11-х классов. К каждому из разработанных уроков составлены и приложены методические рекомендации и комментарии, позволяющие лучше ориентироваться в специфике предложенных заданий. ...

Роль и функции формирования интереса к иностранному языку у учащихся пятого класса
Учебная деятельность учащегося может рассматриваться как специфический вид деятельности . Эта деятельность направлена на самого школьника, который является её субъектом в плане совершенствования, развития, формирования его личности в процессе осознанного, целенаправленного присвоения им общественн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru