Учащиеся из аморальных семей — это разновидность семьи конфликтной. Механизмы взаимодействия здесь совершенно иные. Если в конфликтной семье еще существуют какие-то «зоны согласия» либо эти законы сохраняются до поры до времени, а цели начинают расходится постепенно, по мере нарастания конфликта, связанного с их достижением, то в аморальной семье полностью отсутствует стремление к общим целям. Никакого взаимодействия нет и в помине. Более того, сам конфликт и есть та цель, ради которой люди живут вместе. При этом все происходит по принципу «чем хуже, тем лучше». Формы поведения и отношений в такой семье самые резкие, негативные. Забыты (а может их и не знали) все этические, моральные нормы поведения и отношений.
Аморальная семья – это семья, в которой уже не только личные взаимоотношения, но и весь образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными, принимаемыми большинством нормами и правилами поведения. Это семьи, в которых пьянство, безнравственность взрослых получают настолько уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения.
Учащиеся из аморальных семей – безнадзорность; беспризорность; отрицательный аморальный пример родителей, их аморальный образ жизни; самоустранение родителей от воспитания детей; эффективность в обращении с ребенком; антипедагогические меры воздействия на ребенка; отрицательная гигиеническая обстановка в семье (в том числе и «психическая гигиена»).
Асоциальная семья - это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни. Под влиянием
такой семьи у детей обычно формируются взгляды, вкусы, убеждения, не совпадающие с социально признанными и одобряемыми.
Асоциальная семья – антиобщественная направленность поведения родителей; формирование взглядов, вкусов и убеждений, не совпадающих с социально-признанными и одобряемыми; вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность; примеры асоциального поведения родителей.
В педагогически несостоятельных семьях низкая общая культура сочетается с отсутствием педагогической, а главное, с нежеланием что-либо изменять и исправлять в самих себе. Постоянное игнорирование социально-педагогических требований приводит к полному расхождению таких семей с обществом, к конфронтации с ним. Дети вслед за родителями перестают соблюдать и социальные и педагогические нормы. В начале это проявляется в отношении отдельных педагогов, затем в училище, но постепенно приводит к отчуждению от мира взрослых в целом.
Причины аномальных явлений в таких семьях различны. Среди них — нежелание родителей считаться с индивидуальным своеобразием личности ребёнка, когда процесс воспитания направлен не на него, а как бы мимо. Нередко воспроизводятся ситуации, в которых воспитывались сами родители.
Повторяются ошибки: излишняя опека, ничем не оправданные ограничения, непоследовательность в отношениях, педантизм, жажда поучать и другие.
На практике педагогически несостоятельные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление воспитателям доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Обобщение длительных наблюдений, которые велись в процессе индивидуальной социально-педагогической работы с такими семьями, позволили выделить наиболее типичные, неправильно сложившиеся педагогические стили в функционально-несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием.
Попустительски снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего странного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «мы сами такие были».
Позиция круговой обороны, которую также может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет мам и пап. Они продолжают искать виновных на стороне.
Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального создания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Основные понятия и термины методики обучения двигательным действиям
Способы передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия учителя на учеников, способы работы самих учеников – все это относится к методам (в переводе с греческого – способ, путь) и методическим приемам.
Метод обучения – это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усв ...
Система средств, способствующих патриотическому воспитанию
Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.
Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символичес ...
Методические основы разработки элективного курса
Пояснительная записка. Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисципл ...