Кора березы или бересты издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода имеются “берестяные грамоты" - древнейшие памятники русской письменности, найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к XI - XIV векам. Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство. Материал раскопок на Белоозере (б. ростово-суздальская, затем новгородская земля), хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII - XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.
В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре, находившемся неподалеку от Вологды, на Кубенском озере. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних. Три листа рукописи имеют изображения берестяных предметов, украшенных резьбой и тиснением. На одном из них - смерть с косой, за ее плечами - короб со стрелами. Короб берестяной, судя по рисунку, украшенный тиснением.
береста народное ремесло образование
Несколько дошедших до наших дней фольклорных произведений содержат упоминание о “сеченой” бересте, также подтверждают мысль о том, что резная береста была известна не только на устюгской земле. Вот отрывок из песни, записанный автором в д. Охоловка Сокольского района (б. Кадниковский уезд):
Папенька, папенька,
Родимый батюшко,
Ты сострой-ка мне ларец,
Ларчик золоченый
С берестой сеченой.
Подтверждением широкой географии бытования ремесла просечной бересты может служить наличие берестяного оклада на Иконе “Благовещение”, принадлежащей М.М. Матвеевой, уроженке Тотьмы. По ее утверждению оклад сделан прапрадедом и является фамильной реликвией. Его орнамент сложен из крупных законченных растительных композиций со змеевидным завершением завитков.
Провести хронологическую границу превращения ремесла просечной бересты в промысел очень трудно. Процесс шел медленно. Возникновение промысла, вероятно, правомерно отнести к концу XVIII века, когда Великий Устюг становился крупным центром северных ремесел (черни по серебру, ткачеству, резьбы по дереву, ориниорти и т.д.), вывозившихся на многочисленные ярмарки и за границу. Такое предположение может быть достоверным еще и потому, что первое упоминание о прорезных берестяных вещах как о товаре мы находим в литературе только конца XVIII столетия.
Ко времени оформления промысла география резьбы по бересте сузилась. Она определялась теперь неким треугольником: Великий Устюг - с. Курово-Наволок - с. Бермятино. Долгое время через скупщиков на ярмарке губернии поступали берестяные поделки не только из деревьев, лежащих на р. Шомоксе, а также и с других волостей: Нестеореровской, Приводинской и даже Брежной слободки Тотемского уезда. Однако, этим ремеслом занимались в основном шемогоды. В 70-80 г. г. прошлого столетия здесь просекали бересту в 14 деревнях 168 мастеров.
Как упоминалось, границы крестьянского ремесла просечной бересты, из которого вырос промысел, были широки. Они доходили до тарногских, тотемских и вологодских земель, соседствовали с архангельскими. Это определило воздействие других видов северных ремесел на орнамент просечной бересты. В разное время в нем усматриваются различные влияния: устюгской черни, росписи и резьбы по дереву, ткачества, просечного железа, резьбы по кости кружевоплетения. Шемогодская резьба дает возможность выявить фольклорное родство разных видов народного искусства, жизнь одного в другом.
Бесспорно, сеченая береста сродни просечному железу, но еще более просечному олову. Об этом свидетельствуют сохранившиеся царские врата в Усть-Выми. Их орнамент состоит из “рокайльных" завитков, он по шемогодскому замысловат и упруг, неглубокий чекан напоминает тиснение. Усиливает сходство слюдяная подкладка, напоминающая фольгу.
Особенно наглядны различные влияния на каймах берестяных поделок. Чаще всего они схожи со строгим классическим узором резной кости или кружева.
Понятие как форма мышления
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других с ...
Диалоги и
металогические принципы в реализации инклюзивного образования
Состояние современной цивилизации порождает множество проблем для человека. Социологи отмечают актуальность проблемы утраты доверия людей к социальным институтам, их дегуманизацию. Основанные на сформировавшемся мышлении прошлого столетия попытки проанализировать происходящие в мире процессы, найт ...
Основные затруднения учащихся по освоению материала по теме «Движение» и их
причины, связанные с особенностями когнитивных процессов подростков
Геометрия является одной из самых сложных учебных дисциплин и вызывает у школьников определенные трудности. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике, в частности геометрии, учитывала потребности всех школьников – не только сильных, но и тех, кому этот предме ...