История возникновения и развития берестяного промысла

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » История возникновения и развития берестяного промысла

Страница 3

И по сей день резчики с Шомоксы удивляют нас своими новыми работами как бы в доказательство живучести и традиционности народного творчества. Замечательные произведения последних лет А. Марковой, Л. Чупровой-Балагуровской. Особенно хороши их сувениры - “вологодские даренки”, матрешки, книжные закладки, детские погремушки. Сколько вкуса, изобретательности, теплоты и сердечности в матрешках талантливой А. Марковой, как серьезно, мастеровито “вяжет узорочье” на берестяных блюдах Л. Чупрова!

Возрождение шемогодской резьбы как народного промысла в новом понимании этого слова возможно и необходимо. Для этого нужна лишь организация художественной артели или фабрики.

Также берестяной промысел имел огромное значение для народов Сибири. Коренное население Сибири многоязычно, пестро. На территории Сибири расположены Бурятский, Тувинский и Якутский автономные округа. В Тюменскую область входит Ханты-Мансийский национальный округ, жители его - ханты и манси. В Ямало-Ненецком национальном округе и в Усть-Енисейском районе Таймырского края проживают ненцы, с ними на Таймыре соседствуют энцы и нганасаны. В состав Красноярского края входит также Эвенский национальный округ. Эвенки (тунгусы) живут, кроме того, в Прибайкалье, в Читинской области, на юге Якутии. На территории Эвенского национального округа и на Таймыре живут долгане - “северные якуты”, как их еще называют. Наконец, на севере Якутии расположены селения эвенков и юкагиров, а по берегам Енисея и подкаменной Тунгуски - поселки кетов.

Естественно, что все эти народы отличаются один от другого не только лингвистическими и антропологическими признаками, но и разной по происхождению, содержанию, образному строю национальной художественной культуры.

Национальная художественная культура народов Сибири - это прежде всего народное декоративное искусство, народные художественные ремесла и промыслы. По всей территории Сибири проживает сегодня много потомственных мастеров народного искусства - резчиков по дереву, костерезов, ювелиров, мастериц по художественной обработке бересты, шкур и меха.

Береста в прошлом использовалась в хозяйствах народов Приамурья чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, ее употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из бересты делали колыбели, лодки, вееры, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.

В конце мая, в июне, июле мужчины вооружившись специальными длинными (до 30-40 см.) ножами с рукоятями длиной 80-100 см., отправлялись в тайгу за берестой. Они отыскивали толстые березы с ровным без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м. вертикальный надрез, вверху и внизу его - два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали бересту “винтом”, делая спиралевидные разрезы на коре.

Заготовленную кору для придания ей эластичности варили, ее свертывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями бересты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку повторяли. Обработанная таким образом береста становилась мягкой и эластичной, как кожа, ее можно было сшивать крапивными нитками. Из такой бересты изготавливали тиски-полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; бересту сшивали в несколько слоев по длине, делая полотнища в 3-4 метра, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свернутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.

Для изготовления сумочек, мешков, ведер, коробок, шляп, корзинок бересту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнем, отчего она размягчалась и становилась гибкой; а также легко расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий. Для любых работ по бересте требовались следующие инструменты: ножи, несколько деревянных “вилок” - зажимов - дяораку, небольшое шило - гиоко.

Большие берестяные мешки для ягод и другой поклажи делали из длинных широких полос бересты, перегнутых пополам и сшитых по бокам корнями тальника (а иногда закрепленных деревянными спицами). Для хранения предметов женского рукоделия широко применялись своеобразные сумочки и портфелики с орнаментированными накладными клапанами сверху; они также сшивались по бокам нитками. Тоже плоскими в виде “кошелечков" полукреглой формы с одним малым отверстием делали солонки - капту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Формирование произношения учащихся 5 класса с использованием аутентичного текста
Знакомство с многочисленными правилами чтения букв и буквосочетаний английского алфавита является одной из самых важных задач обучения предмету. Во время прохождения практики в 5 А классе, работая по учебнику "Happy English I" (Т.Б. Клементьевой и Б. Монка), я попробовала в рамках прогр ...

Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности
Содержание культуры личности субъекта той или иной деятельности правомерно рассматривать через ведущие ценности, воплощающие отношение профессионала к себе, другим людям и миру. Для каждой профессии они будут специфичны, но построение таких разнообразных картин, на наш взгляд, очень важно не тольк ...

Сущность понятия «учебные умения и навыки младших школьников»
В отечественной дидактике сложилась совокупность требований, способствующих повышению эффективности формирования и развития общеучебных умений. Эти умения должны выступать в качестве предмета обучения, и для этого необходимо специально выделять время в границах всех учебных дисциплин. В связи с те ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru