И по сей день резчики с Шомоксы удивляют нас своими новыми работами как бы в доказательство живучести и традиционности народного творчества. Замечательные произведения последних лет А. Марковой, Л. Чупровой-Балагуровской. Особенно хороши их сувениры - “вологодские даренки”, матрешки, книжные закладки, детские погремушки. Сколько вкуса, изобретательности, теплоты и сердечности в матрешках талантливой А. Марковой, как серьезно, мастеровито “вяжет узорочье” на берестяных блюдах Л. Чупрова!
Возрождение шемогодской резьбы как народного промысла в новом понимании этого слова возможно и необходимо. Для этого нужна лишь организация художественной артели или фабрики.
Также берестяной промысел имел огромное значение для народов Сибири. Коренное население Сибири многоязычно, пестро. На территории Сибири расположены Бурятский, Тувинский и Якутский автономные округа. В Тюменскую область входит Ханты-Мансийский национальный округ, жители его - ханты и манси. В Ямало-Ненецком национальном округе и в Усть-Енисейском районе Таймырского края проживают ненцы, с ними на Таймыре соседствуют энцы и нганасаны. В состав Красноярского края входит также Эвенский национальный округ. Эвенки (тунгусы) живут, кроме того, в Прибайкалье, в Читинской области, на юге Якутии. На территории Эвенского национального округа и на Таймыре живут долгане - “северные якуты”, как их еще называют. Наконец, на севере Якутии расположены селения эвенков и юкагиров, а по берегам Енисея и подкаменной Тунгуски - поселки кетов.
Естественно, что все эти народы отличаются один от другого не только лингвистическими и антропологическими признаками, но и разной по происхождению, содержанию, образному строю национальной художественной культуры.
Национальная художественная культура народов Сибири - это прежде всего народное декоративное искусство, народные художественные ремесла и промыслы. По всей территории Сибири проживает сегодня много потомственных мастеров народного искусства - резчиков по дереву, костерезов, ювелиров, мастериц по художественной обработке бересты, шкур и меха.
Береста в прошлом использовалась в хозяйствах народов Приамурья чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, ее употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из бересты делали колыбели, лодки, вееры, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т.п.
В конце мая, в июне, июле мужчины вооружившись специальными длинными (до 30-40 см.) ножами с рукоятями длиной 80-100 см., отправлялись в тайгу за берестой. Они отыскивали толстые березы с ровным без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1-1,5 м. вертикальный надрез, вверху и внизу его - два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали бересту “винтом”, делая спиралевидные разрезы на коре.
Заготовленную кору для придания ей эластичности варили, ее свертывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями бересты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3-5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку повторяли. Обработанная таким образом береста становилась мягкой и эластичной, как кожа, ее можно было сшивать крапивными нитками. Из такой бересты изготавливали тиски-полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; бересту сшивали в несколько слоев по длине, делая полотнища в 3-4 метра, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свернутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.
Для изготовления сумочек, мешков, ведер, коробок, шляп, корзинок бересту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнем, отчего она размягчалась и становилась гибкой; а также легко расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий. Для любых работ по бересте требовались следующие инструменты: ножи, несколько деревянных “вилок” - зажимов - дяораку, небольшое шило - гиоко.
Большие берестяные мешки для ягод и другой поклажи делали из длинных широких полос бересты, перегнутых пополам и сшитых по бокам корнями тальника (а иногда закрепленных деревянными спицами). Для хранения предметов женского рукоделия широко применялись своеобразные сумочки и портфелики с орнаментированными накладными клапанами сверху; они также сшивались по бокам нитками. Тоже плоскими в виде “кошелечков" полукреглой формы с одним малым отверстием делали солонки - капту.
Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики
Ребенок входит в жизнь распахнутый к принятию красоты. Мамин голос, руки, глаза, слова прекрасны для всех и навсегда. Это точка отсчета. Начало всех начал. Отсюда ведут пути к светлой радости открытия красоты; к способности видеть, ценить и творить прекрасное.
Казалось бы, в эстетической области ...
Работа с программой Фобус на Рабочем месте
Программа Фобус обеспечивает обучение и контроль знаний на Рабочем месте.
Окно программы Фобус (рис. 23) предназначено для работы учащегося.
Рис. 23. Окно программы Фобус, содержащее значки практикумов
Оформление окна Модуля преподавателя соответствует стандартам Windows:
Строка заголовка;
...
Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Деление обыкновенных дробей»
Комментарии к уроку
Данный урок является обобщающим в серии уроков по теме «Деление обыкновенных дробей». Основная цель урока - закрепить навык деления обыкновенных дробей через дидактические игры, проверка знаний и коррекция. Подобранные задания позволяют учащимся так же развивать внимание, позн ...