На этапе ознакомления с конкретным смыслом арифметического действия умножения осуществляется переход от сложения одинаковых слагаемых к арифметическому действию умножения. Причем, как отмечено у Н.П. Фаустовой, происходит это в следующей последовательности:
а) выполнение операции объединения данного числа равночисленных множеств с заданной численностью;
б) нахождение численности получившегося множества;
в) установление связи между операцией объединения равночисленных множеств с пустым пересечением с арифметическим действием умножением.
Для усвоения связи умножения со сложением, а также для проверки знаний по данному вопросу полезно, как считает М.А. Бантова и др., предлагать такие упражнения: чтение примеров на умножение, запись аналогичных примеров на сложение и умножение, решение простых задач на нахождение произведения сложением и умножением.
Очень важно, по утверждению М.А. Бантовой, что учащиеся поняли, при каких обстоятельствах возможна замена суммы произведением и когда она невозможна. Этому помогает решение примеров с одинаковыми и разными слагаемыми.
Полезно также, по мнению М.А. Бантовой, научить детей вести рассуждение при замене произведения суммой по определенному плану:
1) Первый множитель …, значит слагаемым берем число…
2) Второй множитель …, значит, таких слагаемых надо взять…
3) Вычисляю сумму.
Данный план приведен в работе Н.П. Фаустовой. С М.А. Бантовой сходно мнение М.И. Моро, А.М. Пышкало, которые предлагают для рассуждения и анализа включать примеры вида: 28 + 2 + 8, 7 + 4 + 47 и т.п.
При вычислении суммы одинаковых слагаемых Н.П. Фаустова считает целесообразным знакомство детей с приемом группировки слагаемых (без введения этого термина) и использовать этот прием тогда, когда это удобно.
Для закрепления и проверки знания конкретного смысла умножения методисты предусматривают следующие виды заданий.
Так, Н.П. Фаустова разрабатывает задания с использованием «картинок с точками»:
1) Составьте по «картинке с точками» (рисунку) примеры на сложение.
Замените, где возможно, примеры на сложение примерами на умножение.
2) по данным примерам 4 + 3 и 4 3 выполни «картинку с точками». Сравните примеры и решите их.
Аналогичные задания описаны в работах М.А. Бантовой с тем лишь различием, что вместо «картинок с точками» используются рисунки.
Полезными большинством методистов признаются задания типа:
1) Решите задачу сначала сложением, а затем запишите умножением: «Купили 3 коробки карандашей по 6 штук в каждой. Сколько всего карандашей купили?»
2) Сравните выражения и поставьте вместо звездочек соответствующий знак >, < или =:
18 2 * 18
3 3
4 * 2
4
4 + 4 + 4 * 4 2 4
7 + 4 * 4
9
Также М.А. Бантова находит возможным в упражнения на закрепление и проверку осознания конкретного смысла умножения включать примеры не только с однозначными множителями (4 3), но и с двузначными (12
3). Это делается с той целью, «чтобы учащиеся на данной ступени практически пользовались известной им взаимосвязью между умножением и сложением, упражнялись в выполнении различных случаев сложения.
3) Найдите результат второго примера, пользуясь первым:
2 7 = 1 7
4 = 28 15
2 =30
Структура сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического позна ...
Цели и функции обучения
Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.
Выделение данных функций процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развити ...
Руководство курсовой работой
Руководство курсовой работой, как правило, поручается преподавателям кафедры, ведущим соответствующие дисциплины. В целях более равномерного распределения учебной нагрузки, по решению заведующего кафедрой, руководство курсовыми работами может быть поручено другим преподавателям кафедры, ведущим см ...