Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Информация о педагогике » Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время » Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Страница 1

Конспект учебного занятия по музыке в третьем классе по теме «Разнообразие русского музыкального фольклора»

Сколько песен у России – никому не сосчитать!

Цель учебного занятия

– знакомство учащихся с разнообразием русского музыкального фольклора.

Задачи учебного занятия:

· воспитание у детей любви к русской народной культуре на основе актуализации и «окультуривания» их субъектного опыта музыкальной деятельности;

· расширение у младших школьников представления о разнообразии русских народных песен; знакомство с музыкально-поэтическими особенностями русских народных песен;

· содействие детям в развитии творческих и исполнительских особенностей, овладение ими умениями и навыками самопознания в процессе учебного занятия;

· закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности и о тембрах шумовых музыкальных инструментов, полученных ранее, интонационное освоение исполнения русских народных песен.

Оборудование и средства обучения:

· Учебник Г.П.Сергеевой «Музыка», 3 класс

· Карточки с музыкальными терминами

· Магнитофон

· Музыкальные инструменты: фортепиано, балалайка, домра, бубен, трещотки, ложки, треугольники, маракасы, коробочка

Художественный материал:

· Виды уральской природы (рисунки детей, фотографии)

· Русские народные песни: «Во саду ли, в огороде», «Вниз по матушке по Волге», «Снежная баба», «Пряха», «Балалайка», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Колядка», «Край родной», «Добрый тебе вечер», «Частушки», «Плясовые наигрыши», «Светит месяц»

· Стихи: В.Гин «Песня русская», А.Горская «Урал – наш край родной».

Ход учебного занятия:

Звучит русская народная песня «Светит месяц»

Учитель (У)

: Ребята, знакома ли вам очень известная песня? Вы её узнали? Как она называется? Кто её сочинил?

(Дети отвечают)

У:

Совершенно верно – это народная песня. Лирическая, хороводная, трудовая, плясовая? Вы почувствовали характер песенно-плясовой. Давайте вспомним несколько подобных песен, ранее нам знакомых.

(Звучат р.н.песни «Ах вы сени, мои сени», «Как у наших, у ворот» в исполнении на фортепиано)

Ученик:

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть –

Грустью, кажется, наполнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звёзды.

И старушка Земля всё никак не поймёт,

В чём же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, а то ли народ,

Распевающий песни такие?

В. Гин.

У:

Народные песни звучат повсюду – в любом уголке нашей Родины. Звучат они и на Южном Урале, а что такое Урал?

(Дети отвечают)

У:

Правильно, это наш родной край, располагающийся вдоль Уральских гор. Здесь издавна жили трудолюбивые и творческие люди, которые сочинили множество песен о своей жизни и родном крае.

Ученик:

В 18 веке, когда закладывалось большинство уральских городов, скоморохи, щедрые на песни и танцы, принесли в эти края своё искусство. Они веселили народ, потешали своим жизнерадостным творчеством. Без песен и плясок не обходилось ни одно торжество. С музыкой связывались и многие другие народные обряды: новогоднее рождество и крещенские игры молодежи, обряд масленицы.

У

: Вы хотите познакомиться с другими русскими народными песнями? А может быть, вы предложите сами исполнить знакомую, полюбившуюся вам песню?

(Исполняют р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» с запевом солиста)

У:

О чём эта песня? К какому жанру отнесем эту песенную, протяжную, широкую мелодию?

(Дети отвечают)

У:

Совершенно верно. Это трудовая, лирическая, протяжная песня (в народе их называют «долгими», «проголосыми»)

(На доску прикрепляется карточка с терминами).

У:

Сегодня на уроке мы не только будем знакомиться с русскими народными песнями, но даже попробуем сочинять стихи к песням-коротышкам, исполнять песни и водить хороводы.

(Учитель исполняет р.н.п. «Во саду ли, в огороде»)

У:

Как прозвучала эта песня? Что такое хоровод? Какие особенности вы отметили в ней? Каков жанр песни?

(Дети отвечают: лирическая, хороводная,

прикрепляется карточка на доску)

У:

Давайте вместе исполним эту песню!

(Класс делится на две группы – 1-ая группа с двумя ведущими

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана
Народное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью народного и декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Приобщение детей к народному искусству в на ...

Возрастные особенности учащихся в 5-6 классах
Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина позволили систематизировать огромный фактический материал, накопленный в области детской психологии. Л.С. Выготский ввел новую единицу анализа детского развития. Ею являются не отдельные психические процессы, которые изучает общая, генет ...

Особенности полового воспитания в семье
Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru