(девица и молодчик) водит хоровод, 2-ая группа исполняет песню)
У:
Вам понравилась эта задушевная песня? Чем именно понравилось? Давайте поменяемся ролями и подумаем, какие инструменты можно выбрать для повторного исполнения этой песни.
(Повторное исполнение)
У:
Как это интересно и увлекательно, узнавать как жили раньше люди, дети и взрослые, знакомиться с их бытом, обрядами, нравами и обычаями. Узнавать с помощью музыки и других видов искусства то, как раньше, до нас жили наши предки – русские люди. Обратите внимание на нашу классную доску – на ней тема сегодняшнего урока: «Разнообразие русского народного фольклора».
А что такое фольклор? Кто является создателем этого жанра музыки?
(Прикрепляются карточки с понятиями.
Квартет мальчиков исполняет р.н.песню «Солдатушки, бравы ребятушки»)
У:
К кому обращена эта песня? Каковы её интонационные и ритмические особенности? Каков жанр песни?
(Дети отвечают)
У:
Вы правы, солдатская песня отличается особой удалью, четкостью ритма и стиха.
(Учитель исполняет р.н.песню «Пряха»)
У:
Вы услышали сейчас русскую народную песню «Пряха». Она вам понравилась? Как она звучала?
(Дети отвечают: нежно, грустно, певуче).
У:
Можно сказать, что песня прозвучала задушевно и чувственно? Такие чувственные песни называются лирическими.
(Карточка прикрепляется на доску).
У:
В этой песне передаются душевные переживания человека. А давайте выберем русскую народную песню, чтобы отдохнуть!
(Звучит хороводная игровая песня «Снежная баба»)
Ученик:
В быту русского народа особенно был почитаем рождественский праздник. Эта народная традиция дошла и до наших дней. Манера исполнения колядок отличается простотой, незатейливой мелодией и ритмом. (Исполняется знакомая детям колядка: «Пришла коляда накануне Рождества» и разучивается колядка из народных славянских песнопений: «Добрый тебе вечер».
У:
Ребята, домашнее задание на следующее занятие будет таким: узнайте у ваших бабушек, как отмечался праздник Рождества раньше, когда они были молодыми, как это было в их жизни. Обратитесь к ним с просьбой напеть знакомые бабушкам колядки. А сейчас звучит народный инструмент – балалайка!
Звучит русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени»
в исполнении на балалайке учащегося 3Б класса
У:
Вы узнали этот инструмент? Как прозвучала балалайка? Сколько у неё струн? Верно, три. «А всего-то три струны ей для музыки даны», - это слова какой песни?
(Дети отвечают)
У:
Правильно, «Балалайка». Мы сейчас исполним ее так: вступление - с шумовыми инструментами, среднюю часть споём со словами, а заключительную часть - более подвижно, с ансамблем шумовых музыкальных инструментов
(Термины помещаются на доску).
(Учитель исполняет аккомпанемент на фортепиано)
У:
Вам понравилось исполнять эту песню? Какое исполнение вам больше пришлось по душе? Петь со словами или играть на инструментах? Очень хорошо, что вам понравились оба варианта. А я хочу вам предложить послушать еще одно произведение с использованием шумовых инструментов – «Плясовые наигрыши».
(Звучит музыка)
У:
Как звучали наигрыши? Каков жанр произведения? Вы услышали интонации русских народных песен? Какие из них вам знакомы?
(Дети отвечают)
Ученица:
До наших времен дошли необычные по складу песни-коротышки (частушки). Частушка – это озорная, веселая, маленькая песня, чаще всего сатирического содержания. В ней поется больше о ленивых людях, неряхах, обманщиках и т.д. Мелодия частушек простая, а куплетов в них может быть великое множество.
У:
Давайте послушаем ребят, они сами сочиняли тексты частушек. Выберем из них самые интересные, а затем частушки исполним двумя группами знакомые всем частушки.
(На доску помещаются карточки с терминами).
Детям раздаются слова частушек, которые исполняются поочередно группами.
У:
Молодцы, хорошо исполнили частушки. Дома, с вашими родителями продолжайте сочинять тексты частушек, а на заключительном уроке – концерте мы с вами исполним наиболее удачные.
(Учитель читает стихи А.Горской «Урал – наш край родной»)
У:
Ребята, как вы думаете, создавались ли у нас, на Южном Урале, народные песни?
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя младших школьников к жизн ...
Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи осуществляется в системе непрерывного образования, основными ступенями которого являются дошкольное, начальное и среднее образование. С этой целью созданы специальные детские сады, логопедические группы и логопедические пункты в массовых детских садах ...
Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и уче ...