Над этим и бьются неустанно писатель В.Астафьев, для этого и создает свои книги. И бьется с немалой пользой».
Вспомните, пожалуйста, все то, что вы знаете о писателе В.П. Астафьеве?
- Что положено в основу сборников рассказа «Конь с розовой гривой»?
Да, действительно, в основу многих произведений писателя легли воспоминания о детстве. Виктор рано лишился матери. В детстве мало видел отца. Рос у бабушки с дедушкой. Но, как скажет сам писатель впоследствии? Боль утрат, лишения и неудачи, не только омрачают жизнь человека. Они же и «заставляют обостреннее видеть мир и глубже чувствовать доброту»
Доброта шла к маленькому Виктору от бабушки Екатерины Петровны. Наполняла ярким и солнечным светом первые, прослушанные им книжки – «Кавказский пленник» Л.Толстого и «Дед Архип и Ленька» М.Горького.
Добрым было и воздействие учителя литературы И.Д. Рождественского, ставшего вскоре известным поэтом. От него пятиклассник В.Астафьев принял уважение к русскому слову и жанру творчества.
Но нелегко складывалась жизнь писателя. «Представьте себе человека, который закончил ФЗУ, да еще в военные годы, - говорил он в 1974 году, - работал на железной дороге составителем поездов – опасная, тяжелая работа, - потом воевал, был тяжело ранен. Судьба распорядилась жестоко – потерял и эту профессию, попал в город Чусовой, на Урале.
Работы случайные, низкой уверенности в завтрашнем дне и в устойчивом куске хлеба. Хотелось писать, с детства хотелось, а попробовал накануне тридцати.
Взрослый человек! Все видит, все понимает, и в первую голову то, что написано им – еще не литература… моими единственными университетами, помимо, конечно, жизни, были высшие литературные курсы. На курсах за два года я постиг то, на что в Чусовом мне понадобилось десятки бы лет. Я был как вспаханное поле: бросай зерна, и они прорастут. А где? Кто бросит? И главное, что бросит? Учиться было совершенно необходимо, это была внутренняя потребность, пусть несколько запоздавшая. Но это уже не моя вина, а беда» .
Силой воли и таланта писатель преодолел невзгоды. Он стал признанным художником слова, автором широко известных произведений – «Кража», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь - рыба» и другие. Его очень волнует нехозяйское, варварское отношение многих людей к природе. Он постоянно заботится о культуре, образованности молодежи.
В современной литературе В.Астафьев продолжает традиции русской классики.
Живя в родном селе Овсянка, писатель ведет в местной школе «часы литературы» и «часы поэзии». Он так объясняет смысл этих занятий: «Хочу, чтоб загорелись ребята интересом к слову, чтобы учились читать, чтоб не проходили литературу, а прочувствовали, продумывали. Чтоб не складывали свои школьные сочинения из штампованных наборов деталей – «типичный представитель», «положительный герой», а писали пусть и коряво, но зато по-своему» .
Он один из немногих писателей, который показывает пример, как в наше политизированное время создаются «вечные книги», а к таковым можно отнести его повесть «Последний поклон».
Через собственную судьбу - мальчишки, рано оставшимся сиротой, писатель сумел правдиво обрисовать сложную обстановку в одной сибирской деревне, в которой, как вы капле воды отразилась послереволюционная жизнь всей страны. На глазах Астафьева совершался «великий перелом», принесший народу неисчислимые бедствия.
Катерина Петровна постоянно следует древним традициям и обрядам своего народа. Своими воспоминаниями она не слезу стремится выбить у внука. Не одна жалость, не только участие внука к непростой женской доле нужны бабушке. Радость для Катерины Петровны заключается в привычной крестьянской работе, в традиционном укладе жизни. Этому она и учила внука: любить дом, в котором тот рос, лес и реку, кормившие семью в самую трудную пору, родную землю…. С малых лет у мальчишки уже были свои обязанности по хозяйству. Через семейные праздники и будни герой Астафьева впитывал в себя народные традиции. Но уже на рубеже 20-30 годов в сибирской деревне повелось массированное наступление на эти обряды и традиции. Самые лучшие работники, к которым относилась и семья писателя, были объявлены кулаками. Их лишали домов и личных хозяйств. Если что и спасало поначалу раскулаченных, то это еще не порушенные родственные и общинные связи. В людях еще живо было чувство совести и стыда. Землячество тогда определяло силу, и оно не допускало, чтобы кто-то был без угла.
Программа Е.Н. Лебеденко "Развитие самосознания
и индивидуальности"
Программа "Какой Я?". Развитие самосознания и индивидуальности.
Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена дл ...
Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных
техник рисования
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей ...
Организация исследования в методике обучения. Методы исследования
Под организацией методического исследования подразумевается процесс и результаты научно-методической деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях обучения ИЯ в начальной школе. Любое педагогическое, в том числе методическое, исследование предполагает наличие общепринятых ...