-Сожалел ли мальчик о своем проступке? (подтвердите ответы примерами из текста).
Известно, что за «преступление» требуется «наказание». Витя старается всеми возможными средствами отдалить его неотвратимость. Но вот наступает решительный момент. И что же? Наказала ли бабушка внука?
- Можно ли говорить об уроках бабушки, простой русской женщины, которые она, сама того не ведая, дает внуку? (Речь идет об уроках доброты).
III
. Роль пейзажа в рассказе
- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитайте выразительно.
- Как меняется взгляд героя на окружающую природу?
- Какова роль пейзажной зарисовки?
IV
. Выводы урока
- Какова развязка истории?
Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья .»
V
. Описание рисунка
- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу?
VI
. Итог уроков по рассказу В. П. Астафьева
- Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?
В заключение звучит слово учителя. Мальчику из рассказа Астафьева запомнились, конечно, далеко не все съеденные в детстве пряники. Но «белый конь с розовой гривой» запомнился и автору, и нам, читателям, потому что с ним связаны уроки доброты, данные мальчику его бабушкой.
Благодарная память снова и снова возвращает его к этому событию: «Сколько лет прошло с тех пор! Сколько событий мигнуло. А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
Домашнее задание
Дома ребята пишут сочинение на тему: «Уроки доброты бабушки Катерины».
Прочитать сборник рассказов
В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» (на перспективу)
В восьмом классе перед нами короткий, как будто незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе Астафьева, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Недаром сам Астафьев, говоря о книге «Последний поклон», куда вошел и разбираемый рассказ «Фотография, на которой меня нет», замечал, что форма этой книги «…дала возможность вместить большой и далеко не простой материал, и там, где эпохи из многих книг и частей, мне, думается, удалось ограничиться главами, не выстраивая длинных и необязательных «переходов» и «мостов» …
Речь идет о далеких тридцатых годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, шибко бедновато», несмотря на старания родных и знакомых одеть их получше – кого в шубенку, кого в телогрейку. Школа размещается в старом деревенском доме с угарными печами. Ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Это позднее стараниями учителя карандаши, краски учебники – один на пятерых, а потом на двоих. Невысока и общая культура селян, достаточно прочитать строки о том, как земляки «снимались» на карточку: кто в фанерном автомобиле, кто в шляпе вроде вороньего гнезда, кто с часами, высунутыми напоказ из рукава (знай наше богатство!), кто, уподобляясь казаку, с газырями и кинжалом.
Формирование общего приема решения задач на построение
План решения любой задачи на построение представляет собой цепочку основных построений, приводящих к цели, можно рассматривать как некоторый алгоритм и, следовательно, их можно использовать и в старших классах как содержательный материал курса информатики и вычислительной техники.
Задачи на постр ...
Определение коллективной формы организации учебной деятельности
Для того чтобы составить более полное представление о сущности коллективной формы деятельности учащихся на уроке, проанализируем несколько определений, встречающихся в литературе.
В.К. Дьяченко дает в своей книге следующее определение.
Коллективное обучение – это только такое обучение, при котор ...
Тематический план и ход урока
Ход занятия по компьютерной графике в условиях факультативного курса на тему «Графический редактор Adobe Photoshop. Создание иллюстрации к шведской народной сказке».
Тип урока: Тематическое рисование.
Цель: Обучение детей работе в графическом редакторе Adobe Photoshop на примере выполнения иллюс ...