- Почему Левонтьевы так плохо жили?
- Что за человек был Левонтий?
- Что привлекало героя в семье Левонтьевых?
- Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?
- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?
Домашнее задание
1. Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору).
2. Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.
Урок 3. Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цели урока:
постановка нравственных вопросов: честность, доброта, 'долг; попытаться вызвать у учеников отклик на эти вопросы.
Методические приемы:
беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, описание рисунка.
Ход урока
I
. Слово учителя
Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
II
. Беседа по вопросам
- Что является завязкой рассказа?
- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?
- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.
- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?
Комментарий учителя:
Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.
- Как ведут себя по дороге соседские ребята?
Пересказ эпизода с использованием опорных слов - глаголов.
«Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились»; «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».
- Какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?
- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
- Как герой оказался в зависимости от Саньки?
- - Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка?
- Как после этого развлекались ребята?
Пересказ эпизода и обобщения:
Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: «забегали в устье холодной пещеры, где жила . нечистая сила».
- Как Левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?
- Почему герой решил обмануть бабушку?
- Только ли страх перед бабушкой мучит героя?
- Как он меняется в ходе своих размышлений?
- Как вы думаете, знал ли герой, чем может кончиться эта история? Почему же он все – таки высыпал ягоды?
- Кем он был втянут в обман?
- Автор отзывается о Саньке, что тот «был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Но так ли это?
- Почему же, зная Саньку, автор действует по его подсказке?
-Как вы думаете, этот поступок- появление характера или бесхарактерности?
Каркасное конструирование
Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом ...
Вклад Я.А. Коменского в развитие этнопедагогики
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592-- 1670 гг.) -- гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существ ...
Физиологическая основа внимания
Говоря о физиологических механизмах внимания, следует заметить, что отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Обычно выделяют пять стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование ...