Примечание: 1. «кулак» 2 «Здравствуй, пальчик». 3. «разъединить и соединить пальцы», 4. «кольцо — ладонь». 5 «зайчик» 6. «коза».
По итогам анализа результатов диагностики тонких движений пальцев рук все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы по степени сформированности мелкой моторики (см. Таблицу 9):
В подгруппу детей с высокой степенью сформированности мелкой моторики (4,8 – 6 баллов) вошли 11 детей со стертой дизартрией. Эти дети испытывали лишь незначительные затруднения в некоторых заданиях. 4 ребенка справились с заданиями методики безошибочно (100%). В целом, у детей с высокой степенью мы отметили плавное, точное и одновременное выполнение проб;
Средняя степень сформированности мелкой моторики (3,6 – 4,7 балла) была выявлена у 5 детей со стертой дизартрией. У детей отмечалось частичное, недостаточно четкое выполнение, напряженность, скованность движений; единичное нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда);
Низкая степень сформированности мелкой моторики (до 3,6) оказалась характерной для 4 детей со стертой дизартрией. Выполнение движений минимальное, одновременное выполнение на обеих руках недоступно, чрезмерная напряженность движений, попытки помочь другой рукой при создании позы.
Наибольшую трудность для выполнения вызвало задание №6 – «коза». Одновременное выполнение движений двумя руками наблюдалось у половины детей, при повторном выполнении. Чаще отмечались разновременное выполнение, или выраженные трудности выполнения этих движений.
Все упражнения вызвали затруднения при выполнении у детей экспериментальной группы.
При выполнении заданий, в которых движения логопеда программировали последовательность их выполнения, были трудности воспроизведения движений почти у половины детей. Наблюдалось замедление темпа, сбои в движениях, трудности перехода от одного движения к другому.
Уровень выполнения заданий методики №4 – средний (79%).
Таким образом, у детей со стертой дизартрией мы выявили следующие особенности формирования психомоторики: напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук;
Итоговые результаты обследования психомоторных функций детей экспериментальной группы представлены в таблице 10.
По итогам диагностики все дети экспериментальной группы были распределены на 3 подгруппы:
Высокая степень развития психомоторных функций (20-25 баллов) отмечалась у 11 детей со стертой дизартрией. Для детей данной группы характерно полноценное, четкое выполнение всех предложенных в методике №1 поз и движений, что говорит о сформированности общей моторики. Эти дети правильно выполняли все артикуляционные движения, которые были достаточной силы, объема, все позы удерживались без напряжения. Дети данной группы обладают живой, ненапряженной мимикой, мелкие движения пальцев рук плавные, точные, доступно одновременное выполнение проб двумя руками.
Среднюю степень развития психомоторных функций (15 – 20 баллов) показали 6 детей со стертой дизартрией. У этих детей отмечены ошибки в организации общих движений, невозможность удержания поз, неуверенность выполнения, нечеткое выполнение мимических поз; недостаточный объем и дифференцированность движения мышц лба, щек. У детей этой подгруппы выявлены незначительные изменения объема, силы, точности артикуляционных движений, наличие единичных синкинезий. У детей отмечалось частичное, недостаточно четкое выполнение упражнений для пальцев рук, напряженность, скованность движений пальцев рук; единичное нарушение темпа выполнения движений.
Таблица 10. Состояние психомоторных функций детей экспериментальной группы, в баллах
№ |
ФИО |
Методика |
Сумма баллов | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
1 |
Алмаз З. |
6,25 |
3,75 |
5,75 |
5,5 |
21,25 |
2 |
Соня Р. |
6,5 |
4,5 |
4,5 |
5 |
20,5 |
3 |
Алена К. |
6 |
4,5 |
5,75 |
7 |
23,25 |
4 |
Алеша Ш. |
6,5 |
4 |
6 |
7 |
24,5 |
5 |
Никита У. |
5,25 |
4,5 |
5,5 |
7 |
22,25 |
6 |
Марина Е. |
4,75 |
4,25 |
6 |
7 |
22 |
7 |
Максим М. |
4 |
3,25 |
4 |
4,75 |
16 |
8 |
Данил Р. |
5,5 |
2,25 |
2,5 |
2 |
11,25 |
9 |
Денис В. |
6,5 |
4,25 |
6,5 |
5,5 |
22,75 |
10 |
Оля Д. |
5,5 |
2,25 |
2,5 |
2 |
12,25 |
11 |
Кирилл Г. |
5,5 |
2,25 |
2,5 |
2,5 |
12,75 |
12 |
Саша Л. |
6 |
4 |
5 |
5,5 |
20,5 |
13 |
Лиза Н. |
7 |
4 |
6,5 |
4 |
21,5 |
14 |
Настя И. |
6,25 |
4,5 |
6,5 |
5,5 |
22,75 |
15 |
Софья К. |
5,75 |
4,5 |
6 |
5 |
21,25 |
16 |
Люба Н. |
3,75 |
3,5 |
5,75 |
5 |
18 |
17 |
Артем Н. |
3,75 |
3,25 |
5,75 |
3,25 |
16,5 |
18 |
Антон П. |
6 |
3,75 |
4,25 |
3,75 |
17,75 |
19 |
Паша К. |
6,5 |
5 |
5,25 |
3,75 |
20,5 |
20 |
Игорь В. |
5,75 |
3,75 |
6 |
4 |
19,5 |
Средний балл: |
5,65 |
3,78 |
5,12 |
4,75 |
387/19,4 | |
Уровень, % |
80 |
75 |
73 |
79 |
77 |
Основные цели и направления профилизации образования
Основные цели перехода к профильному обучению таковы:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуа ...
Описание методов нетрадиционного рисования
Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них:
Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования – является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать начиная с младшей группы. Такое рис ...
Обработка результатов по основным тестам
Для практического исследования была выбрана гимназия города Тюкалинска, где и проводилась работа с социальным педагогом, родителями и группой детей-подростков.
Испытуемым были предложены тесты, опросники и анкеты.
Исходными (опорными) данными для проведения опроса явились:
субъект социальной пе ...