Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 4

Немаловажное значение в учебно-воспитательной деятельности имеют методы поощрения и наказания.

Поощрение – способ выражения общественно положительной оценки поведения и деятельности. Наиболее распространенными являются: похвала, благодарность, различные виды наград. В поощрении нуждаются дети несмелые, неуверенные. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе не только оценку результата, но и мотив. Лучше коллективное поощрение.

Наказание – осуждение действий и поступков, противоречащих нормам обществ поведения. Наказание корректирует поведение. Например: "Выталкивание из общих рядов" - Макаренко. Не должно причинять ребенку физического или морального страдания. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчуждения. Наказание не имеет смысла, если наказуемый учащийся не понимает того, что нарушил требования коллектива. Наказание должно воспитывать – оно должно сопровождаться и другими мерами воздействия: разъяснением. Наказание должно быть индивидуальным с учетом особенностей ученика, необходимо считаться и с обстановкой в коллективе. Средства: замечание, предложение встать у парты, выговор. Надо избегать коллективных наказаний.

Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности детей. Важным моментом в воспитании необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям. Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в ученическом коллективе. Большое значение занимает и контроль со стороны старших (учителя, родителей). Очень важно, чтобы этот контроль был регулярным, систематическим, тщательным, тогда он приведет к формированию привычных норм поведения.

Что касается власти и подчинения в современной школе, то их рассмотрение переходит на уровень деловых отношений ответственной зависимости. При этом педагог понимает, что основой его власти является ответственность за воспитание детей, как перед обществом, так и перед самим собой, строящаяся на его авторитете и тонком умении общаться с воспитанниками, вести их за собой. Говоря о хорошем педагоге, что он любит детей, а дети – его, то речь идет как раз об авторитете. Смысл использования авторитета сказывается, не в том, чтобы добиваться от детей повиновения, не в осуществлении самого факта власти, а в том, чтобы понять их. Уметь выразить их стремления, проявить расторопность, дисциплинированность и организованность, чтобы оказаться "властителем дум" и, увлекая за собой, управлять поведением и деятельность воспитанников. Проявление педагогом чуткости, понимания внутреннего мира своих воспитанников ведет к взаимопониманию и разнообразным тончайшим формам общения. Ни при каких обстоятельствах в процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчеркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, ибо это ранит их самолюбие и снижает эффект будущих форм общения. Систему профессионально-педагогического общения можно выразить схематически следующим образом

Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат. Прежде всего, необходимо заинтересовать учащегося своим взглядом на предмет воспитания. Надо так повести разговор, чтобы учащиеся сами высказали то, что хотелось бы услышать другой стороне. Для этого рекомендуется встать на их точку зрения и попытаться увидеть вещи под их углом зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Методика проведения констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2004 года в подготовительной группе ДОУ №78. В эксперименте принимала участие подгруппа детей: четыре девочки и шесть мальчиков, возраст которых от 5, 8 до 6, 7 лет. В ходе проведения констатирующего эксперимента был выявлен уровень сформированности ...

Структура и содержание трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школах VIII вида
Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников коррек ...

Влияние домашних животных на детей
Наличие животных в доме развивает у детей чувство ответственности и дисциплинирует их. Наличие домашнего животного, несомненно, внесет изменения в распорядок дня вашего ребенка. Наряду с другими домашними обязанностями добавятся: регулярное кормление, прогулки и прочий уход за животным – в зависим ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru