Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Информация о педагогике » Социально-психологическое обеспечение педагогического воздействия в начальных классах » Методы, принципы, факторы и условия, активизирующие педагогическое воздействие учителя начальных классов

Страница 3

Младший школьник, обладающий богатой фантазией, во всем ищет конкретно-образное поучение как образец для собственного поведения. В этих поисках ребенок постоянно сталкивается с эпизодическими или имеющими определенную завершенность образами деятельности и поведения. Самые сложные нравственные идеи и нормы, не всегда до конца осознанные, могут существовать и храниться в его памяти в виде заученных прописей, сентенций и заповедей. Но активно способствовать эмоциональному переживанию и вызывать сочувствие, быть средством стимулирования нравственного поведения и образования моральных привычек они могут, только выступая в виде живых и ярких образов.

Развертывающаяся перед живым воображением ребенка образная картина жизненных отношений и есть объективная основа использования примера как метода воспитания. Младший школьник, так или иначе, всегда учится на примерах. Но когда они с помощью педагога в его сознании дифференцируются, когда расставлены положительные и отрицательные, логические и эмоциональные акценты, когда с их помощью достигается воспитательная цель, тогда жизненные примеры преобразуются в метод педагогического воздействия. Являясь ведущим методом воздействия на детей младшего школьного возраста, пример не вытесняет других методов, а активно взаимодействует с ними. В процессе педагогического воздействия могут быть широко использованы и другие различные методы.

Важное место в воспитании занимают разнообразные упражнения. В учебной работе упражнения используются для формирования умений и навыков у учащихся. В некоторых случаях упражнения в воспитании выполняют ту же самую роль. Вместе с тем упражнения в воспитании отличаются от учебных тем, что многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в жизненных различных ситуациях незаметно для самих детей. Упражнения должны использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. Поэтому в использовании упражнения важно, чтобы дети испытывали внутреннее удовлетворение достигнутыми результатами в поведении и испытывали стремление к совершенствованию своей личности. Метод приучения предполагает определенную организацию жизни учащихся, их труда, отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил. Приучение особенно в начальной школе начинается с показа образца того пли иного поведения самим учителем, при помощи демонстрации картин, диафильмов, чтения яркого, образного рассказа. Важным моментом приучения необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого учителя к тому, что он дает детям. Метод приучения может варьироваться в зависимости от возраста и условий воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Педагог может дать ребенку определенное поручение (дежурство по классу, наблюдение за чистотой), и в ходе его выполнения воспитанник овладевает необходимыми нормами поведения. Так обычно идет приучение младших школьников. Но иногда перед детьми открыто ставится задача научиться вести себя определенным образом, например, быть вежливым, предупредительным. В этом случае большое значение приобретает показ детям конкретного образа и умение вызвать у них стремление подражать ему.

Игра по замечанию А. С. Макаренко, для ребенка имеет "то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба". Чем меньше дети, тем большее значение в их деятельности занимает игра. В практике воспитательной работы используются настольные, подвижные игры, технические, литературно-театральные, аттракционы. Большое значение в жизни ребенка имеют ролевые игры. В ролевой игре дети воссоздают в доступной для себя форме те отношения, которые складываются между взрослыми. Взяв на себя определенную роль, ребенок выполняет необходимые правила, обязанности и усваивает эти правила, приобретает навыки и привычки поведения. Ролевая игра носит коллективный характер. В ходе игры между детьми складываются и постепенно закрепляются отношения, встречающиеся в коллективах взрослых. По мере роста ребенка наряду с ролевыми играми значение приобретают дидактические и подвижные игры. С началом обучения роль игры несколько отодвигается на второй план. Однако это не значит, что учение должно вытеснить игру целиком. В данном случае меняется характер игры, ее содержание, но ее роль в воспитании детей остается весьма значительной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Изучение дислалии, как формы нарушения звукопроизношения, в работах Гриншпуна Б.М
Отечественный дефектолог, большое внимание уделял развитию термина «дислалия». Гриншпун Б.М., как представитель современного этапа логопедии, считал, что для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедичес ...

Урок работы с тушью с использованием фактур
Да данном уроке ученики создают разнообразные фактуры с помощью туши. После этого, детям предлагается закончить изображения, увидеть в фактурах некие образы, и развить их. Для следующего занятия ученикам понадобятся кисти, перья и тушь. На уроке детям ставится букет цветов и они изображают его с ...

Видеофильм как средство повышения речевой активности учащихся в общеобразовательной школе
Формированию стойкой положительной мотивации у учащихся в отношении иностранного языка способствует использование видеофильмов. Практика такой работы в старших классах ведет к совершенствованию умений и навыков учеников в овладении английским языком. Известен факт, что хорошее владение иностранны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru