Одной из причин невыполнения учащимися указаний преподавателя является отсутствие взаимопонимания. Действительно, если учащиеся не понимают, чего они хотят, то они не смогут выполнить дело так, как того требуют или просят их преподаватели. Для того чтобы обеспечить взаимопонимание между ними, достаточно лишь узнать, от каких условий зависит, будет ли понимать учащийся, что ему говорят, и как соблюдать эти условия.
Здесь, прежде всего, важно, чтобы учащийся знал тот профессиональный язык, на котором преподаватель отдает указания. Понимание зависит также от общей культуры, от общего интеллектуального развития учащихся.
Следующее условие, от которого зависит понимание педагогического указания, - полнота информации. Объясняя, что надо делать, не следует скупиться на информацию.
Еще одно условие – концентрированность внимания. Обобщение практического опыта позволяет предложить условия, от которых зависит, будут ли учащиеся понимать то, что им сообщает преподаватель:
- доступность изложения материала;
- учет уровня интеллекта учащихся;
- логичность изложения;
- концентрированность внимания учащихся.
Кроме того, понимание во многом зависит от интонации говорящего. Так, если учащемуся что-либо объясняют и при этом возмущаются его непонятливостью, говорят достаточно грубо, агрессивно, то понимание будет затруднено. Все внимание человека, на которого обрушивается лавина угроз, возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на форме, на отношении к нему педагога. Этот сдвиг внимания как защитная реакция блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова не осознаются – понимание заблокировано.
Как правило, при общении с учащимися многие преподаватели выполняют все рассмотренные условия. И, тем не менее, педагогические указания выполняются не всегда. Отсюда вывод: понимание является необходимым, но недостаточным условием для выполнения педагогического указания.
Важно еще добиться того, чтобы учащийся согласился это сделать, принял указание – тогда он выполнит его хорошо. Поэтому мало того, чтобы учащийся понял преподавателя. Понять – это еще не значит принять. Проблема не в отсутствии взаимопонимания, а в достижении согласия учащегося с позицией преподавателя, формировании психологической основы эффективного педагогического общения.
Формирование психологической основы эффективного педагогического общения предполагает соблюдение определенных условий.
Первое условие – непротиворечивость того, что должен сделать учащийся, его принципиальным взглядам на данную проблему. Действительно, он лучше выполнит педагогическое указание, если оно соответствует его внутренним убеждениям. Следовательно, чтобы учащийся внутренне согласился выполнить педагогическое указание, или последовать совету преподавателя, необходимо, чтобы позиция последнего не противоречила каким-либо основным взглядам и позициям самого учащегося по данному вопросу.
Вторым условием принятия педагогического указания служит личный интерес учащегося. Он с большим желанием выполняет ту работу, результаты которой удовлетворяют его интересы, потребности. Отсюда практическая рекомендация: чтобы учащийся принял позицию преподавателя, необходимо показать, что действия, которые ожидаются от него, не только не будут противоречить его взглядам, но и будут способствовать удовлетворению каких-то его потребностей.
Третье условие связано с межличностными, неформальными, неофициальными отношениями между преподавателем и учащимися. Это оказывает влияние на принятие позиции даже тогда, когда первые два не подходят, и как бы перекрывают все остальные.
Содержание и виды учета производственного обучения
Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодических и итоговых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного о ...
Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному
языку у учащихся пятого класса
Даже в настоящее время мотивационная сфера человека очень мало изучена в психологии. Однако, это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету. Ещё с древности до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека вызывал у ученых и философов громадный интерес, что при ...
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н. ...