В теоретической части дипломной работы нами было рассмотрено современное состояние проблемы исследования. Выяснено, что в зарубежной и отечественной психологии степень изученности влияния профессиональной направленности личности на успешность учебной деятельности не достаточно высока. Практическое решение проблемы представляет собой одну из перспективных линий развития профессионала и как показывает опыт и практики работы, в этой области уделяется в вузах еще крайне мало внимания.
В процессе формирования исследовательских задач, возникла необходимость в проведении экспериментального исследования с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. В данной главе, сочетая объективные и субъективные методы исследования, выясним, что, если профессиональная направленность студентов имеет достаточно высокий уровень, то это должно положительно отразиться на успешности учебной деятельности студентов.
Надежность и достоверность данных обеспечивается теоретическим и эмпирическим анализом проблемы, а так же применением комплексной авторской методики, адекватной объекту и цели исследования.
Для раскрытия главной цели исследования нам следует изучить профессиональную направленность и учебную деятельность студентов, которую мы рассматриваем как: структурный показатель (СП) – психологическая готовность студентов к обучению в ВУЗе и результативный показатель (РП) - академическая успеваемость.
Выборка испытуемых
Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Общая выборка испытуемых составила 60 человек гуманитарных специальностей, возрастная категория 17-20 лет:
- экономический факультет специализация менеджмент организации (ЭМ), первый курс, 30 человек;
- исторический факультет специализация история (ИИ), первый курс, 30 человек.
Испытуемые были мотивированы к участию в исследовании получением обратной связи в виде предоставления результатов каждому испытуемому и необходимых разъяснений. Уровень концентрации испытуемых можно охарактеризовать как достаточный, поскольку исследование проходило в интервале с 9 до 14 часов, в течение четырех дней (по 15 человек в день).
Эмпирическое исследование проводилось нами в несколько этапов:
1) исследование структуры психологической готовности студентов к обучению в ВУЗе (КДГс), в том числе исследование профессиональной направленности;
2) исследование академической успеваемости студентов по профильным предметам;
3) применение к результатам исследования методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Структурный показатель
Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов в нашем исследовании использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности. Уровень психологической готовности первокурсников к обучению в ВУЗе (уровень развития учебно-важных качеств) мы определяли по методике комплексной диагностики готовности студентов Н.В. Нижегородцевой, Т.В, Жуковой (КДГс).
Методика, так же, выступила в качестве одного из методов выявления уровня развития профессиональной направленности студентов.
В приложении 1 представлены компоненты психологической структуры готовности к обучению в вузе и методы их диагностики.
Предназначение, конструкция и проведение методики КДГс
Методика направлена на оценку уровня развития индивидуально-психологических качеств студентов, необходимых для обучения в ВУЗе на учебно-академическом этапе (1-3 курс). Полученные данные используются для выбора индивидуальных форм и методов учебно-воспитательной работы со студентами, разработки коррекционно-развивающих программ по профилактике и преодолению трудностей в обучении.
КДГс состоит из тринадцати методик. В качестве дополнительной может выступать методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в ВУЗе», но при построении индивидуального профиля готовности и при расчете индивидуального индекса готовности (ИИГ) результаты этого теста не используются, но могут быть полезны при анализе полученного материала, при планировании коррекционно-развивающей работы.
Исследование проводилась в групповой форме по 15 человек в отдельном помещении при нормальном уровне освещенности, без постороннего шума в отсутствии посторонних людей.
Обследуемым раздавались бланки для ответов, которые студенты подписали в соответствии с определенной формой. Помимо бланка ответов студентам по мере выполнения заданий выдавался раздаточный материал с заданиями, выполнение которых происходило на самом раздаточном материале. Каждой из тринадцати методик соответствуют инструкции.
Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по повышению вычислительной культуры школьников была проведена в 6-а классе средней школы №51 г. Кирова.
Для эксперимента был взят общеобразовательный класс со средней успеваемостью.
В начале каждого урока ученикам предлагались карточки с заданиями на отработку од ...
Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и
успешности учебной деятельности студентов
1. Структурный показатель
Обработка заполненных бланков проводилась отдельно по каждому из 13 тестов с помощью «ключа» к каждому тесту. Данные, полученные в результате проведения каждой методики, переводились в стены в соответствии с нормативной таблицей развития учебно-важных качеств (УВК) (прил ...
Дозирование физических нагрузок на уроке
Физическая нагрузка — это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки — это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку — значит строго регламентировать ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяет ...