Содержание и описание методик, входящих в состав КДГс
Методика «Шкала оценки потребности в достижении» позволяет выявить степень выраженности потребности человека в достижении (ПД) успеха в любой деятельности, настойчивости в достижении своих целей.
Методика «Словесные инструкции» позволяет определить уровень принятия задачи испытуемым (ПЗ). Методика состоит из 10 вопросов - инструкций. На основе вопроса - инструкции испытуемый должен выполнить определенное действие в течение 5 секунд.
Методика «Расстановка чисел» предназначена для исследования объема, распределения и переключения внимания (ВнП). Сущность методики заключается в том, чтобы как можно быстрее переписать в возрастающем порядке в свободных клетках правого квадрата числа, расположенные в случайном порядке в клетках левого квадрата.
Тест В.Ф. Ряховского оценивает общий уровень общительности (К).
Краткий отборочный тест «КОТ» свидетельствует об общем уровне интеллектуального развития индивида, способности к обучению (ВН).
Тест «Кто я есть в этом мире?» позволяет выявить отношение студента к себе, особенности его самооценки (ОС). Испытуемому дают бланк с 10 наиболее важных черт-характеристик личности и просят оценить себя по предложенным характеристикам, отметив точкой или крестиком то место на шкале, где они видят себя, с точностью до 0,5 балла».
Подробнее рассмотрим методику для определения профессиональной направленности (ПН), так как она играет главную роль в нашем исследовании.
Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов Т.Д. Дубовицкой, цель методики – определение уровня профессиональной направленности студентов, проявляющегося в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по специальности. Опросник состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Для повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам «да» и «нет» по каждой шкале соответствует равное число пунктов опросника. В инструкции указывается не непосредственная цель опросника, а более глобальная, общественно значимая цель, достижение которой является важным и для каждого испытуемого. Введены также буферные вопросы, содержание которых соответствует цели исследования, указанной в инструкции. В отличие от традиционных вариантов ответа типа «да» и «нет», которые, как показывает психодиагностическая практика, часто вызывают у испытуемых затруднения при выборе ответа вследствие своей категоричности, в опроснике УПН предлагается более расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». При обработке результатов представленные испытуемыми ответы объединяются в две категории: положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно») и отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»). Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный бал, тем выше уровень профессиональной направленности. Ответы на вопросы 1 и 20 при обработке результатов не учитываются. Тест проходил проверку по критерию конструктной валидности, полученные результаты свидетельствуют о том, что опросник действительно позволяет определить уровень профессиональной направленности студентов. Полный вариант методики представлен в приложении 3.
Методика «Смысловая память» позволяет определить объем логической памяти. Испытуемым предъявляется короткий рассказ, который состоит из ряда смысловых единиц (фрагментов содержания), находящихся в некоторой логической связи (ПЛ). Предъявление рассказа происходит два раза, студентам даются две попытки воспроизведения текста. Фиксируются первая и вторая попытка.
Методика «Диагностика уровня развития эмпатии» В.В. Бойко направлена на исследование эмпатии (сопереживания), то есть умения поставить себя на место другого человека, способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей (Э).
Методика «Сложные аналогии» позволяет выявить уровень логического мышления (МЛ).
Методика «Выучи слова» позволяет определить уровень развития вербальной механической памяти, изучить динамику процесса заучивания (ПВ). Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагают запомнить и воспроизвести не связанные по смыслу слов. Слова надо зачитывать громко, четко, делая небольшие паузы. Для изучения динамики развития памяти и процесса заучивания методику проводят в 6 проб. После первого предъявления снова читают все слова и снова просят повторить, всего проводят 5 проб. Через 30 минут (в конце обследования) испытуемого снова просят вспомнить и повторить эти слова (6-я проба), при этом список слов ему не зачитывается. Оценка уровня вербальной памяти производится по последней (6-й) пробе.
Требования к вычислительным умениям и навыкам
О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений, убеждаться в правильности полученных результатов.
В зависимости от сложности задания на практике используются три вида вычислений: письменн ...
Семья как одна из причин отклоняющегося поведения подростка
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения подростка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные пл ...
Творческие способности как индивидуальные особенности качества человека
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, т. к. в этом возр ...