Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Информация о педагогике » Влияние профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов » Исследование результатов диагностики профессиональной направленности и успешности учебной деятельности студентов

Страница 11

4. Связь теории с практикой, обучения с жизнью (включение в содержание видов деятельности материально-прикладного характера, информации расширяющей кругозор).

Изучение профессиональных способностей. Анализ личностных качеств. Составление индивидуальных образовательных траекторий. Анализ и формирование умений и навыков.

5. Профессиональная направленность (введение в содержание профессионально значимых видов деятельности).

Ведение занятия, ролевые игры, разработка урока, подбор задач и их анализ, составление задач, их упрощение и усложнение, подготовка сообщений, организация совместной работы, подготовка и проведение учебной демонстрации.

6. Наглядность (эксперимент, использование и изготовление наглядных средств обучения).

Формирование умения работать в профессиональных условиях.

7. Доступность (определение соответствия объема и сложности — зоне ближайшего развития).

Диагностика уровня обученности и обучаемости студентов (тестирование).

8. Дифференциация и индивидуализация (учет способностей, интересов, профессиональных намерений).

Индивидуальные задания, задания разного уровня сложности, тестирование

9. Положительное отношение и мотивация (отражение в содержании истории специальности, новых достижений в области науки, формирование мотивации учения и профессиональной деятельности).

Изучение биографий ученых и истории открытий, чтение и обзор научной и научно-популярной литературы, игровые ситуации, изучение мотивации, анализ жизненных планов.

Содержание курса предусматривает не только предметную направленность обучения, но и ориентацию на создание благоприятных условий для развития личности студента, которая предполагает:

- обращение к мотивам, целям учения и труда, личностному опыту студента;

- придание личностного смысла его учебной и профессиональной деятельности;

- ориентацию обучения не на развитие "правильных", а на разработку у него собственных взглядов на свою будущую профессию.

При решении задач обучения в курсе предлагается использовать воспитывающие возможности средств, которыми можно воспользоваться в конкретных условиях. К ним относятся:

- содержание учебного материала,

- организация учебной деятельности,

- взаимоотношения, которые складываются в учебном процессе между участниками образовательного процесса.

В содержании курса заключены объективные возможности возбуждения познавательных, профессиональных и других потребностей и мотивов, а также развития способностей и профессиональных умений.

В основу программы положены профессионально - ориентированные мотивационно-стимулирующие ситуации.

Программа предусматривает:

- диагностику уровня обученности, сформированности личностных профессиональных интересов и мотивов профессиональной деятельности,

- выделение на ее основе уровневых групп,

- определение индивидуальных образовательных траекторий, на основе которых осуществляется обеспечение оптимального сочетания предметных и профессиональных требований к каждому студенту.

Структура мотивационно-стимулирующих ситуаций определяется путем анализа содержания изучаемого материала, исходя из педагогических целей воспитания мотивов профессиональной деятельности. Системообразующим компонентом стимулирующей ситуации является ценностно-целевая ориентация будущих специалистов, которая обеспечивает единство мотива и цели учебно-познавательной деятельности и профессиональной деятельности, принятие студентами целей обучения.

Компонентами мотивационно-стимулирующих ситуаций являются также методы, средства и формы обучения, имеющие профессиональную направленность и систему дидактических практически направленных задач. К ним относятся такие как взаимопомощь, оценка и взаимооценка результатов труда, вскрытие причин их несоответствия поставленным целям.

Ценностно-целевая ориентация студентов осуществляется посредством лекционной формы организации учебного процесса, информационно-сообщающих методов со стороны преподавателя и исполнительских методов работы слушателей. Предполагается, что студенты осмысливают услышанное и увиденное, останавливают свое внимание на ценных моментах.

Далее осуществляется усложнение всех компонентов стимулирующей ситуации. В структуру мотивационно-стимулирующих ситуаций вводятся задачи с жизненно-практическим содержанием, групповые формы работы, дающие возможность моделировать ситуации сотрудничества, объяснять, контролировать, выявлять причины ошибок.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другие статьи:

История возникновения профильного обучения в России
Одна из первых попыток осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные ...

Роль пропедевтики геометрии в 5-6 классах
Прежде чем говорить о подходах к преподаванию элементов геометрии, необходимо понять, что же такое пропедевтика. Пропедевтика (от греч. propaideuo - предварительно обучаю) - введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. Вопро ...

Методика организации работы с семьями учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью при формировании социально-трудовых навыков
Актуальность проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в последние годы значительно возросла, что отмечается специалистами различного профиля, работающими с данной категорией лиц. Одной из групп риска по указанному фактору является группа детей с умственной отсталостью (УО), что особенно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru