Изучение литературы показало, что учебная деятельность считается успешной, когда все ее показатели соответствуют нормативно-заданным. Результативный показатель определяется государственным образовательным стандартом и отражается в академической успеваемости. Структурный - сформированностью психологической структуры учебной деятельности и предполагает наличие целостного единства учебно-важных качеств.
Методика «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в ВУЗе» (КДГс) позволила получить достаточно полную и объективную информацию о развитии студентов, их успешности в учебной деятельности, возможные трудности в обучении и профессиональном развитии.
Наиболее готовым к обучению в ВУЗе респондентом в нашем исследовании считается психологически готовый к обучению студент с высокой академической успеваемостью и развитыми учебно-важными качествами, наименее готовым - студент, обладающий низкой академической успеваемостью и несформированными компонентами структуры учебной деятельности. Таким образом, качества, характерные для последних, будут являться «анти-предикторами» готовности к обучению в ВУЗе.
Обнаружено, что студенты с высоким уровнем профессиональной направленности обладают высоким уровнем развития таких учебно-важных качеств, как потребность в достижении, вводные навыки, вербальная память, обучаемость, средним уровнем развития эмпатии, отношения к себе, логического мышления, логической памяти, произвольной регуляции деятельности. Мотивационная сфера наиболее психологически готовых к обучению в ВУЗе студентов характеризуется преобладанием мотивации получения знаний и овладение профессией, для наименее готовых характерно подчеркивание взрослости студентов. Было выяснено, что подкрепление первоначального мотива выбора будущей профессии происходит в случае согласования с личностными особенностями и склонностями студентов. В дальнейшем закрепленные профессиональные мотивы стимулируют учебную активность студентов и поддерживают их профессиональные намерения. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога — как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии.
Выявлены средние показатели психологической готовности к обучению в ВУЗе в обследованных группах. Установлены качественные и количественные различия индивидуальных профилей готовности к обучению в ВУЗе и вариативность индивидуальных индексов готовности к обучению.
Анализ психологической готовности к обучению в ВУЗе студентов первого курса, позволил раскрыть основные закономерности строения и функционирования психологической структуры деятельности студентов; выявил значимые взаимосвязи учебно-важных качеств (УВК); прояснил, какое влияние оказывают УВК на успешность усвоения учебного материала; показал, что в начале вузовского обучения большинство первокурсников владеют развитой формой учебной деятельности.
Обследуемые студенты первого курса характеризуется высокими уровневыми показателями в таких функциональных блоках готовности, как принятие учебной задачи, представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности, информационное восприятие, управление учебной деятельностью.
В рамках комплексной диагностики студентов к обучению в ВУЗе проведена диагностика профессиональной направленности студентов, которая по результатам исследования оказалась на уровне «выше среднего», что говорит, в общем, о ее сформированности. На этапе решения последней задачи нам предстояло выявить наличие взаимосвязи успешности учебной деятельности и профессиональной направленности студентов. Между показателями уровня профессиональной направленности и структурным и результативным показателями успешности учебной деятельности обнаружена статистически значимая положительная корреляция.
Таким образом, наша гипотеза о существовании положительного влияния профессиональной направленности на успешность учебной деятельности подтвердилась. Успешное выполнение поставленных задач позволяет нам говорить о выполнении цели данного исследования.
Что бы наше исследование имело свое логическое завершение, необходимо рекомендовать дополнительные развивающие занятия испытуемым, у которых слабовыражены компоненты психологической готовности к обучению в ВУЗе и профессиональная направленность.
О повышении действенности урока иностранного языка
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей.
К первым из них можно отнести обучение школьников приемам ...
Функции оценки в учебном процессе
Применяемая в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях функционирования образовательной системы. Эти условия изменились, что обнажило недостатки применяемого контроля и оценки. Главными недостатками можно считать следующие :
1. Ежедневный устный опрос как форма ...
Развитие речи на уроках физики
Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, социально-экономической, математической и технологической должна обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Но если рассмотреть разнообразные учебные программы и учебники, то можно заметить неувязки между ними и образов ...