- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы,
- воспитывать системное мышление специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире,
- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах.
Исследование влияния профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов выявило, что диагностируемые и оцениваемые в настоящем исследовании профессиональная направленность, структурный и результативный показатели успешности учебной деятельности студентов первого курса обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.
Анализ структуры психологической готовности студентов к обучению в вузе первой и второй групп обнаружил, что индекс индивидуальной готовности обучающихся находится на уровне - выше среднего. Профессиональная направленность на фоне общей структуры является базовым показателем и имеет непосредственное влияние, как на структурный, так и на результативный показатели учащихся.
Обследуемые студенты первого курса характеризуется высокими уровневыми показателями в таких функциональных блоках готовности, как принятие учебной задачи, представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности, информационное восприятие, управление учебной деятельностью.
В личностно-мотивационном блоке высокие показатели по УВК потребность в достижении и эмпатия. Следует поработать над уровнем коммуникабельности и отношением к себе. Так же на достаточно низком уровне у первокурсников развиты такие учебно-важные качества как гибкость мышления и произвольная регуляция деятельности, что требует дополнительной коррекционно-развивающей работы.
Учебные достижения сильных (успешных) студентов обусловлены в большей степени высоким уровнем профессиональной направленности, что подтверждает нашу гипотезу, в меньшей степени психологическими факторами (особенности мотивации, самоорганизации, активности и т. п.), тогда как учебные результаты слабых студентов главным образом зависят от внешних факторов.
В то же время, из результатов исследования видно, что у некоторых студентов первого курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интерпретировалась система ценностей для данных специальностей, что в итоге и определяет не выраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться будущим специалистам в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения и коррекционной работы.
В целом, проведенное исследование позволяет утверждать, что чем выше уровень профессиональной направленности у студентов, тем выше у них структурные и результативные показатели. Было установлено, что уровень профессиональной направленности положительно связан с шестью видами учебно-важных качеств в структуре психологической готовности к обучению в вузе. Мы определили, что УВК – профессиональная направленность является одним из базовых в структуре и имеет важное значение в становлении структурного и результативного показателя успешности учебной деятельности. Представленные результаты свидетельствуют о важности высокого уровня профессиональной направленности студентов для успешности их профессиональной подготовки.
В настоящей работе рассматривалась, изучалась и исследовалась проблема влияния профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов, мы опирались на феноменологию системогенетической концепции, различные психологические теории и авторскую комплексную методику.
Был проведен теоретический анализ проблемы влияния профессиональной направленности на успешность учебной деятельности студентов, который выявил, что, несмотря на существующие подходы к проблеме, нет ее единого видения и понимания. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать вывод, что высокий уровень профессиональной направленности - это значимая качественная составляющая структуры готовности студентов к обучению. Нами была раскрыта психологическая природа учебной деятельности, показаны ее структура, происхождение, механизмы и функции. Анализируя имеющуюся литературу по психологическим проблемам юношеского возраста, мы пришли к выводу, что профессиональная направленность является в этом возрасте важнейшим новообразованием. Основной показатель уровня профессиональной направленности – содержательность и глубина профессионального интереса с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность.
Программа Е.Н. Лебеденко "Развитие самосознания
и индивидуальности"
Программа "Какой Я?". Развитие самосознания и индивидуальности.
Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена дл ...
Психологическая структура учебной деятельности
Проблема структуры учебной деятельности и выделения основных ее компонентов является одной из значимых в современной педагогической психологии. Психологические аспекты содержания понятия учебной деятельности являются предметом исследования В.В. Давыдова, А.А. Деркача, Т.В. Ивановой, И.И. Ильясова, ...
Видеоматериалы как техническое средство обучения
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и расс ...