по характеру решаемых задач:
теоретическое мышление (мышление, способное отражать внутренние связи и отношения объектов и законы их движения);
практическое (эмпирическое) мышление (тип мышления, отражающий объекты со стороны их внешних связей и проявлений, доступных непосредственному восприятию);
по степени развернутости:
дискурсивное (мышление, характеризующееся рассудочностью, понятностью, логичностью и опосредованностью);
интуитивное ("быстрое" мышление; мышление, характеризующееся минимумом осознанности, чувственностью, непосредственностью, созерцательностью);
по степени новизны и оригинальности;
репродуктивное мышление (мышление, с помощью которого человек легко и просто решает задачи на известные ему правила, то есть задачи определенного (знакомого) типа; репродуктивное мышление не создает нового продукта деятельности);
продуктивное (творческое) мышление (мышление, которое сопровождается открытием существенно нового знания для познающего индивида; имеет своим результатом создание субъективно нового продукта деятельности).
При решении, тригонометрических уравнений изменяется вид мышления учащихся: от мышления наглядно-образного к мышлению формально-логическому. Это выражается в том, что при работе с тригонометрическими уравнениями учащимся приходится работать как с большим количеством наглядных образов на числовой окружности, так и с элементами, требующими умения анализировать, сравнивать и сопоставлять известные данные. Это дает возможность учащимся в ходе обучения перейти от операций с табличными данными и наглядными образами к операциям, носящим логический характер.
Следующим процессом, который следует учитывать при организации занятий, является процесс восприятия. Для правильной организации этого процесса выделим следующие особенности восприятия:
Свойства восприятия:
избирательность;
предметность;
осмысленность;
константность;
целостность;
физические характеристики:
восприятие пространства, формы, объемности, величины, удаленности;
линейная перспектива, воздушная перспектива;
иллюзия восприятия.
Основываясь на этих свойствах восприятия, можно говорить о необходимости наглядной интерпретации излагаемого материала при изложении учебного материала.
Кроме восприятия, важна роль памяти и внимания. Остановимся подробно на этих процессах.
Память – это процесс сохранения, запечатления, воспроизведения и забывания того, что человек отражал, делал или переживал.
Выделим основные процессы памяти:
запоминание – запечатление в сознании необходимой информации;
сохранение – удержание информации в памяти;
воспроизведение – активизация закрепленного ранее содержания;
узнавание – сопровождающее процессы памяти психическое явление, позволяющее более эффективно функционировать.
Виды памяти:
наглядно-образная (на основе зрительных, слуховых и кожных ощущений);
словесно-логическая (на основе смысла, улавливаемого в изложении);
двигательная (на основе движения);
эмоциональная (на основе эмоциональных переживаний);
механическая (текст запоминается без осмысливания, "зубрежка");
логическая.
Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохранившиеся в коре головного мозга (ассоциативные связи).
Здесь, однако, следует иметь в виду, что перегружать память учащихся лишними данными (тригонометрическими формулами) не следует. При организации уроков основную работу памяти следует направить на запоминание основных зрительных образов, с которыми учащимся предстоит работать в дальнейшем. Кроме того, важно также учитывать особенности запоминания при выводе основных тригонометрических формул (имеется в виду формулы для решения простейших тригонометрических уравнений).
Выделим теперь основные свойства внимания.
Концентрация (способность человека сосредотачиваться на главном, отвлекаясь от всего того, что находится за пределами решаемой в данный момент задачи).
Избирательность (сосредоточение на наиболее важном предмете).
Распределение (способность человека иметь в сознании одновременно несколько различных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных действий).
Объем внимания (количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой ясностью).
Педагогические принципы
При организации учебной деятельности учащихся, факультативных занятий и внеурочной деятельности следует руководствоваться объективными законами, отражающими существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития ...
Специфика эпоса
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его ра ...
Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование в мире – самый массовый вид деятельности людей. В нём одновременно занято более миллиарда учащихся, в том числе более 85 млн. студентов, и почти 50 млн. педагогов. Образование становится главным делом жизни для подавляющего большинства людей молодого и среднего возраста, ко ...