Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена «Владимир», «Всеволод»).
Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:
работа с синонимами;
работа с омонимами;
работа с антонимами и паронимами;
работа со словами иноязычного происхождения;
работа с устаревшими словами;
работа с многозначными словами;
работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;
работа с новообразованными словами;
работа с фразеологизмами;
работа с тропами;
составление тематических групп слов.
Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:
Обнаружение слова в тексте.
Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.
Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.
Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.
3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:
установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;
толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;
систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;
составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;
выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
исправление речевых ошибок в словообразовании;
редактирование текста.
Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и систематические (построение, конструирование предложений).
По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;
заучивание стихов и прозы;
составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
составление предложений, аналогичных данному.
Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений.
Виды конструктивных упражнений:
восстановление деформированного текста;
деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;
то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;
Разработка занятий в системе детского образования
Учебно-тематический план 1 год обучения – год. Ремесла (7-8 лет 1 класс)
№
Темы
часы
в том числе
теория
практика
1
Вводная тема
2
1
1
2
Основные сведения о березе и бересте
8
4
4
3
Художественная обработка бересты (тиснение)
22
2 ...
Написание заявки на авторский сценарий театрализованной программы
В своем сценарии театрализованной программы я раскрываю тему:
Что такое добрый поступок и доброе слово, как они могут изменить происходящее? Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и ...
Изучение дислалии, как формы речевого нарушения, в
работах Правдиной О.В
Отечественный дефектолог, большое значение уделяла развитию дислалии, т.е. именно она предприняла попытки к изменению термина «косноязычие» на термин «дислалия» – расстройство речи. Как я уже писала в предыдущей главе, Правдина О.В. вместо общепринятых трех форм дислалии выделяет только две: орган ...