Психолого-лингвистические основы речевой деятельности

Страница 5

соединение 2-3 предложений в одно;

построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);

выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

Виды творческих упражнений:

задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;

даются опорные слова или сочетания;

-задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:

- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;

- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;

- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;

- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;

- записи по наблюдениям, ведение дневников;

- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;

- статьи в газеты, отзывы о прочитанном.

По тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп упражнений.

Рассмотрим каждую из них.

1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту.

Среди заданий этой группы упражнений выделяются:

а) задания, требующие в основном анализа текста.

Например:

определите (найдите) основную мысль высказывания, сформулированную автором;

позицию, с которой описывается местность (автор указывает на эту позицию);

часть, в которой содержится доказательство ., в которой дается описание того-то и т.д.;

озаглавьте отрывок словами текста;

проследите зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания и т. д.;

найдите (определите) в тексте лишнее;

часть, которую следовало бы расширить;

неудачно введенные в текст цитаты и т.д.;

объясните правку текста, произведенную автором, и т. д.;

б) задания, требующие при анализе сравнения текстов.

Например:

сопоставьте план, тезисы и конспект;

укажите общее в данных текстах и их отличия (сравниваются тексты на одну тему, но различающиеся замыслом, жанром, стилем, композиционной формой и т.д.).

2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.

Задания в этих упражнениях требуют анализа, абстрагирования, обобщения и определенных речевых действий, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста (но не текст в целом).

Например:

сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора;

озаглавьте текст (придумайте заголовок);

составьте композиционную схему текста.

3. Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют исправления текста, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновленные (переработанные) части текста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Коменский о работе учителя
В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам ...

Организация опытно-эксперементального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании
Изучив теоретические основы реализации, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы поставили цель - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоро ...

Характеристика начального этапа
Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. В данной исследовательской работе к начальному этап ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru