Например:
введите в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения;
исключите из текста лишнее (повторения);
устраните непоследовательность в изложении материала, внесите необходимую правку (необходимые исправления) в текст сочинения (отредактируйте текст).
4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).
Например:
составьте план текста, тезисы к нему;
изложите подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;
подготовьте сообщение на такую-то тему на основе данного текста;
ответьте на вопрос, поставленный в тексте, и т. д.;
перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;
разверните данный сюжет (сюжетную схему) в рассказ;
запишите услышанный рассказ и т.д.
5. Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего (в полном смысле этого слова) текста.
Например:
составьте план сочинения, тезисы выступления;
напишите сочинение на такую-то тему или на одну из данных тем;
напишите сочинение на данную тему в двух жанрах (заметки и репортажа); в двух стилях (деловое и художественное описание);
напишите отзыв о сочинении товарища;
Разумеется, приведенная выше группировка упражнений весьма условна. Анализ, как правило, сочетается с синтезом, сравнение предполагает отвлечение и обобщение и т. д. Кроме того, в реальном педагогическом процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей задачей, требующей решения. В общем виде «движение» от первой группы упражнений к последней программирует нарастание трудностей. Но сложность выполнения задания зависит от степени участия преподавателя в работе, от его помощи учащимся. Трудность воспроизведения текста зависит от его объема, содержания, языкового оформления. Сложность сочинения определяется его темой, жанром, источником получения материала. Таким образом, внутри упражнений одной группы может быть своя граница трудностей (сложности) упражнений.
Общепринятого определения понятия « текст» в лингвистике пока нет. Большинство лингвистов выделяют такие признаки текста: наличие группы предложений, их смысловая связность, единство предмета речи (темы), наличие основной мысли и ее развития, структурная связь предложений. Понимание отличительных особенностей текста позволяет достаточно четко определить те умения, которые важно формировать у младших школьников в ходе учебной работы.
Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой – вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности.
Методологические основы методики обучения иностранным языкам
Как и любая другая самостоятельная наука методика обучения ИЯ имеет свой собственный объект и предмет исследования, располагает достаточно надежными методами исследования, чтобы получать все новые и новые знания о своем предмете исследования и оперирует определенным понятийным и категориальным апп ...
Коммуникативные игры
«Сиамские близнецы»
Цель: развитие концентрации внимания, сплочение группы.
Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Что ...
Особенности дидактической системы Л.В. Занкова
Первым, кто в период советской школы совместил решение практических задач с теоретическими исследованиями, был ученик Л.С. Выготского известный педагог, психолог Л.В. Занков (1901 -1977). С 1957 по 1960гг. его лаборатория работала в одном из классов 172 школы г. Москвы. С 60 по 80 гг. XX в. прошел ...