Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами группы они предпочли делать или уже делают какие-то определенные вещи. Ответы на каждый из вопросов заносят в схему и таким образом все члены семьи могут непосредственно представить, как организована их семья. Причем изучаются как реальные взаимоотношения между членами семьи, так и идеальные представления о них.
Социограмма является техникой, связанной с самоописанием. Каждый из участников устно или письменно отвечает на предложенные всей группе вопросы. Как и все подобные методы, она основывается на готовности к сотрудничеству и честности респондентов.
Методика использовалась по таким направлениям, как:
1. Самообслуживание: еда, туалет и умывание, раздевание и одевание.
2. Моторика: общая моторика, мелкая моторика.
3. Восприятие и речь: восприятие и обследование, активная, пассивная речь.
4. Социальная приспособленность.
В основу данной методики легли разработки Псковского лечебно- педагогического центра.
Успешность овладения тем или иным навыком оценивается по трем критериям:
1. Действие освоено.
2. Действие освоено частично.
3. Действие не освоено.
На основе выявленного уровня сформированности психических процессов в ходе комплексного обследования ребенка составляется индивидуальная карта развития ребенка. С ее помощью можно максимально индивидуализировать планы обучения, отследить динамику, выявить успехи ребенка, а также результативность работы педагогов.
Направления работы, которые отражены в индивидуальной карте развития, зависят от степени доступности данного вида деятельности, этапа обучения, на котором находится ребенок, степени тяжести нарушений, его индивидуальных особенностей.
Индивидуальная карта развития была апробирована на детях дошкольного возраста, обучающихся по программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной, и включает в себя следующие направления:
1. Самообслуживание.
2. Физическое развитие, коррекция и развитие общей моторики.
3. Коррекция и развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.
4. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
5. Коррекция отклонений в поведении.
6. Развитие речи.
7. Сформирование предпосылок игровой деятельности.
8. Развитие предметно-практической деятельности.
9. Коррекция продуктивных видов деятельности.
10. Трудотерапия.
11. Социальная адаптация.
Два последних направления вводятся на III этапе обучения.
На основании выбранных направлений работы, а также на основе уже имеющегося уровня развития ребенка проводится поэтапное планирование процесса овладения каждым действием и деятельностью в целом. На основании сформулированных задач педагоги отбирают наиболее эффективные методы и приемы работы, направленные на их реализацию.
Анализ результатов работы проводим два раза в год по шкале из 3-х градаций: успешная, неустойчивая, неудачная.
Данные оценки позволяют педагогам:
1. Определить наиболее эффективные методы для реализации данных задач.
2. Обеспечить переход к следующему компоненту деятельности на основе уже сформированных навыков и умений.
3. Наглядно представить динамику развития ребенка.
4. Оценить адекватность и эффективность коррекционных мероприятий.
5. Строить текущее планирование индивидуальной работы с ребенком.
Сущность общения
Общение - это сложный процесс выступающий, как взаимодействие людей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, информационный процесс, отношение людей друг к другу, взаимовлияние людей, взаимное переживание и понимание. Общение имеет огромное зн ...
Результаты анализа учебных планов школ, участвующих
в эксперименте по введению профильного обучения
Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной работы в ходе эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы является отработка механизмов формирования учебных планов по отдельным профилям.
БУП от 09.03.2004 г. устанавливает объем учебного време ...
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность
всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с возде ...