У:
Давайте послушаем ещё одну композицию из репертуара этого ансамбля. Послушаем очень популярную, талантливо написанную песню «Комната смеха». Попробуйте проанализировать эту песню самостоятельно.
(Дети слушают песню и пробуют ее проанализировать)
У:
Молодцы! Продолжим знакомство с творчеством ансамбля «Ариэль».
Ученик:
Серьёзных музыкантов не могла не привлечь интересная работа коллектива с фольклором. Взгляды на традиционный крестьянский фольклор прошлого в настоящее время более или менее устоялись, а само понятие «фольклор» в какой-то степени даже стало модным.
(Помещается понятие на доску)
У:
(читает) «Энергетизм фольклора, столь убедительно продемонстрированный в своё время Д.Покровским, послужил едва ли не главной причиной, заставившей многих поклонников джаза и, в особенности рока, с удивлением почувствовать в народной песне что-то неожиданно знакомое, своё, столь ценимое ими в роке» (Ю.Дружкин, кандидат философских наук).
Ученик:
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа.
По вечерам над золотом рябиновым
Они плывут куда-то не спеша…
Они летят весёлые и грустные,
Не прерывая кружевную нить…
У русских песен бьётся сердце русское,
И от России их не отделить.
(Звучит песня «Нахлебалася прясного молока»)
У:
Какими средствами музыкальной выразительности в этой песне воспользовались музыканты?
(Дети отвечают)
У:
Известный композитор Никита Богословский писал в «Литературной газете» в 1973 году: «В обработке русских народных песен, сделанных руководителем «Ариэля» В.Ярушиным, бережно сохранены своеобразие и очарование народных мелодий. В современном звучании оркестрового сопровождения мы с радостным удивлением слышим характерные тембры русских инструментальных наигрышей, ладовые гармонии. По балалаечьи запели те же электрогитары и орган».
А сейчас прозвучит ещё одна известная песня этого ансамбля. Назовите её сами.
(Звучит песня «На горе-то горенке»)
У:
Валерию Ярушину удалось достичь такого тонкого понимания природы русской песни, поражающего и совершенством формы, и лаконизмом мысли, и оправданной сложностью. Ни одной лишней детали, всё подчинено единственному и логическому развитию. В своих композициях В.Ярушин сумел соединить безыскусную простоту русской песни с утонченной оркестровой окраской, по-своему их услышав.
Ученик:
Работу над фольклором В.Ярушина можно сравнить с работой ювелира: он оттачивает каждую деталь, проявляя большое внимание каждому элементу, он постоянно открывает для себя новое, умеет создать кульминацию сочинения. Первые аранжировки русских народных песен определили лирико-драматическое направление. Одной из таких лирических песен является песня «Танюшка» на стихи С.Есенина.
(Звучит песня «Танюшка»)
У:
Вам понравилась песня? Её аранжировка? Поэтичность стиха песни, её кульминация вполне соответствует замыслу автора? Позже В.Ярушин приходит к мысли о необходимости расширения жанрового содержания народных песен «Ариэля» за счет игровых и шуточных. Ребята, возможно вы знаете аранжировки таких песен, приведите примеры.
Ученица:
Для них характерны широта жизненных ощущений, юмор, мир ярких красок и образов. Особенно это характерно, пожалуй, для песни «Ох, ты Порушка-Параня». «Баба-Яга», «Комната смеха» дополняют жанр шуточных песен. Народные песни исключают вымысел, наполнены правдой жизни, простотой человеческих отношений. Безусловно, обработки русских народных песен – центральная часть творчества В.Ярушина, но не единственная. Им написаны песни, пользующиеся популярностью у слушателей: «Зимы и весны», «Обращение к России», «Маленькая история» и другие. Создаются В.Ярушиным и масштабные сочинения: рок-сюита «Русские картинки», рок-оратория «Мастера», рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве» по поэме С.Есенина.
Ученик:
«Ариэль под руководством В.Ярушина добился значительных творческих достижений. Им записано пять дисков-гигантов, несколько миньонов. С концертами ансамбль объездил всю страну, совершил более двух десятков зарубежных гастрольных поездок. В ситуации, когда в 80-е годы «модные звезды» потеснили «Ариэль» в популярности челябинцы не сбились на суетливое желание непременно быть на гребне славы и моды. Ансамбль, как и прежде, верен своему творческому кредо, неся зрителю чистую, задушевную русскую музыку. Признанием, причём высоким, стал не только стойкий успех ансамбля у зрителей (хотя прежнего ажиотажа вокруг его концертов уже не было), но и включение коллектива в 1988 году в первый выпуск комплекта открыток «Мастера советской эстрады», который выпустило Министерство культуры СССР совместно с издательством «Планета». «Ариэль» находится в одном ряду с самыми видными представителями советской эстрады.
Общая характеристика методов коррекции
Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но дл ...
Специфика эпоса
Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, - это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой.Захватит ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его ра ...
Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего
профессионального образования
Среднее профессиональное образование (далее - СПО) – это уровень образования, приобретаемый на базе полного или неполного общего среднего, в соответствующих профессиональных учебных заведениях: училищах, техникумах и колледжах:
- училище – это учебно-воспитательное учреждение, название учебных за ...