Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Информация о педагогике » Педагогические условия развития представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время » Конспекты уроков по развитию представлений о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее время у школьников

Страница 7

У:

Давайте послушаем ещё одну композицию из репертуара этого ансамбля. Послушаем очень популярную, талантливо написанную песню «Комната смеха». Попробуйте проанализировать эту песню самостоятельно.

(Дети слушают песню и пробуют ее проанализировать)

У:

Молодцы! Продолжим знакомство с творчеством ансамбля «Ариэль».

Ученик:

Серьёзных музыкантов не могла не привлечь интересная работа коллектива с фольклором. Взгляды на традиционный крестьянский фольклор прошлого в настоящее время более или менее устоялись, а само понятие «фольклор» в какой-то степени даже стало модным.

(Помещается понятие на доску)

У:

(читает) «Энергетизм фольклора, столь убедительно продемонстрированный в своё время Д.Покровским, послужил едва ли не главной причиной, заставившей многих поклонников джаза и, в особенности рока, с удивлением почувствовать в народной песне что-то неожиданно знакомое, своё, столь ценимое ими в роке» (Ю.Дружкин, кандидат философских наук).

Ученик:

У русских песен крылья лебединые,

До глубины открытая душа.

По вечерам над золотом рябиновым

Они плывут куда-то не спеша…

Они летят весёлые и грустные,

Не прерывая кружевную нить…

У русских песен бьётся сердце русское,

И от России их не отделить.

(Звучит песня «Нахлебалася прясного молока»)

У:

Какими средствами музыкальной выразительности в этой песне воспользовались музыканты?

(Дети отвечают)

У:

Известный композитор Никита Богословский писал в «Литературной газете» в 1973 году: «В обработке русских народных песен, сделанных руководителем «Ариэля» В.Ярушиным, бережно сохранены своеобразие и очарование народных мелодий. В современном звучании оркестрового сопровождения мы с радостным удивлением слышим характерные тембры русских инструментальных наигрышей, ладовые гармонии. По балалаечьи запели те же электрогитары и орган».

А сейчас прозвучит ещё одна известная песня этого ансамбля. Назовите её сами.

(Звучит песня «На горе-то горенке»)

У:

Валерию Ярушину удалось достичь такого тонкого понимания природы русской песни, поражающего и совершенством формы, и лаконизмом мысли, и оправданной сложностью. Ни одной лишней детали, всё подчинено единственному и логическому развитию. В своих композициях В.Ярушин сумел соединить безыскусную простоту русской песни с утонченной оркестровой окраской, по-своему их услышав.

Ученик:

Работу над фольклором В.Ярушина можно сравнить с работой ювелира: он оттачивает каждую деталь, проявляя большое внимание каждому элементу, он постоянно открывает для себя новое, умеет создать кульминацию сочинения. Первые аранжировки русских народных песен определили лирико-драматическое направление. Одной из таких лирических песен является песня «Танюшка» на стихи С.Есенина.

(Звучит песня «Танюшка»)

У:

Вам понравилась песня? Её аранжировка? Поэтичность стиха песни, её кульминация вполне соответствует замыслу автора? Позже В.Ярушин приходит к мысли о необходимости расширения жанрового содержания народных песен «Ариэля» за счет игровых и шуточных. Ребята, возможно вы знаете аранжировки таких песен, приведите примеры.

Ученица:

Для них характерны широта жизненных ощущений, юмор, мир ярких красок и образов. Особенно это характерно, пожалуй, для песни «Ох, ты Порушка-Параня». «Баба-Яга», «Комната смеха» дополняют жанр шуточных песен. Народные песни исключают вымысел, наполнены правдой жизни, простотой человеческих отношений. Безусловно, обработки русских народных песен – центральная часть творчества В.Ярушина, но не единственная. Им написаны песни, пользующиеся популярностью у слушателей: «Зимы и весны», «Обращение к России», «Маленькая история» и другие. Создаются В.Ярушиным и масштабные сочинения: рок-сюита «Русские картинки», рок-оратория «Мастера», рок-опера «Сказание о Емельяне Пугачеве» по поэме С.Есенина.

Ученик:

«Ариэль под руководством В.Ярушина добился значительных творческих достижений. Им записано пять дисков-гигантов, несколько миньонов. С концертами ансамбль объездил всю страну, совершил более двух десятков зарубежных гастрольных поездок. В ситуации, когда в 80-е годы «модные звезды» потеснили «Ариэль» в популярности челябинцы не сбились на суетливое желание непременно быть на гребне славы и моды. Ансамбль, как и прежде, верен своему творческому кредо, неся зрителю чистую, задушевную русскую музыку. Признанием, причём высоким, стал не только стойкий успех ансамбля у зрителей (хотя прежнего ажиотажа вокруг его концертов уже не было), но и включение коллектива в 1988 году в первый выпуск комплекта открыток «Мастера советской эстрады», который выпустило Министерство культуры СССР совместно с издательством «Планета». «Ариэль» находится в одном ряду с самыми видными представителями советской эстрады.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Программа коррекции педагогической запущенности
1. Нормативно-правовая основа программы. Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации Закон РФ «Об образовании» 2. Цели программы: · Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. · ...

Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего эксперимента: обследование словаря детей старшего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1. Определить две группы детей (контрольная и экспериментальная) 2. Подобрать методики для обследования словаря детей старшего дошкольного возраста. 3. Определить к ...

Принципы адаптации диалоговой обучающей системы Фобус к образовательному процессу
Известно, что обучающий эффект в компьютерных системах учебного назначения может достигаться за счет мультимедийных и диалоговых средств. Достоинство диалоговых систем заключаются в деятельностном подходе к обучению, достоинства которого можно считать признанными. В обучающей системе Фобус основны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru