Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Информация о педагогике » Изучение лирики в старших классах на материале лирики С.А. Есенина » Методические разработки по монографической теме «Жизнь и творчество С. А. Есенина»

Страница 14

Учитель: Как вы понимаете заключительные строки стихотворения(«Дайте мне на родине любимой Все любя, спокойно умереть!»)?

Ученик: Мне кажется, в данном случае это стихотворение надо рассматривать в контексте всего творчества Есенина 1924-1925 годов, так как в этот период тема смерти является сквозной в его поэзии. Поэтому можно сказать, что в этом стихотворении смерть представляется лирическому герою благом, если она случится с ним на «родине любимой», и он примет ее «спокойно», «все любя». Это представляется логичным, верным. Лирический герой после смерти как бы соединяется с родиной.

Учитель: Спасибо. Итак, подведем итоги данного урока. Тема Родины – это основная тема в лирике Есенина, по его же словам.

Она эволюционировала в течение всего его творчества: от позиционирования родины как земного рая – к родине-сплаву реального, мифологического, религиозного – к образу родины как Богородицы, купели новой жизни – к лирическому образу малой родины – к отображению родины, с одной стороны, как чего-то изменившегося под действием социальных сил, с другой стороны, как чего-то вечного, вневременного – к образу родины как вечного, но принимающего своих мертвых как часть себя.

Спасибо за работу.

Запишите домашнее задание:

1) Опираясь на поэзию Есенина и книги о его жизни и творчестве, составьте краткую таблицу об основных адресатах любовной лирики

Адресат любовной лирики

Стихотворения, посвященные этой женщине

2.3 Урок 3

Вечные темы в лирике С. А. Есенина

Цели:

1.Учебная: проследить эволюцию тем любви и скоротечности бытия в лирике С. А. Есенина, выявить их основные особенности; выявить особенности мировоззрения автора, связанные с отношением к жизни и смерти;

2. Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения, навыки устной речи; развивать умение сравнивать, сопоставлять; развивать логическое мышление учащихся;

3.Воспитательная: способствовать формированию у учащихся их собственного мировоззрения путем обсуждения вечных тем тем(любви, жизни, смерти);

Тип урока: урок совершенствования ЗУНов

Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учителя о творчестве), эвристический метод (аналитическая беседа), творческое чтение (выразительное чтение), исследовательский метод (самостоятельное изучение литературы).

Оборудование: фотографии женщин, которые стали адресатами любовной лирики поэта, записи песен.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Мы с вами продолжаем изучение творчества С. А. Есенина. На прошлом уроке мы выяснили, что тема России – основная тема его творчества. Сегодня же мы с вами поговорим о том, как воплощаются в лирике поэта вечные темы: любви и скоротечности бытия (жизни и смерти).

Один из современников Есенина, И. С. Рахилло, писал, что три любви двигали им в жизни: это любовь к родине, стихам и славе. Сразу возникает вопрос: а где же было место обычной, земной любви в его творчестве? Попробуем в этом разобраться.

Дома вы должны были заполнить таблицу об основных адресатах его любовной лирики. Посмотрим, что у вас получилось.

Ученик:

Адресат

Стихотворения

Лидия Кашина

«Зеленая прическа, девическая грудь»

Анна Изряднова

«Гаснут красные крылья заката»

Зинаида Райх

«Письмо к женщине»

Айседора Дункан

«Сыпь, гармоника…Скука…Скука…», «Пой же,пой»

Августа Миклашевская

Цикл «Любовь хулигана»

Шаганэ Тальян

«Шаганэ ты моя, Шаганэ» и другие стихотворения из цикла «Персидские мотивы»

Софья Толстая

«Видно, так заведено навеки»

Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, что вы прочитали что-нибудь в книгах о Есенине о его любви? Что показалось вам неожиданным, интересным?

Ученик: Меня удивило, что возможно, самые проникновенные его стихотворения о любви посвящены тем, с кем у него не было фактического романа: Августе Миклашевской, Шаганэ Тальян. Напротив, те женщины, которые стали действительно важными фигурами в его жизни не нашли такого отражения в его поэзии. Так, и Райх, и Дункан присутствуют в ней достаточно косвенно.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Другие статьи:

Специфика урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В методической литературе об уроке написано много. Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное з ...

Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общ ...

Аутентичность социального контекста
Затрагивая проблему аутентичности социальной ситуации на уроке, М Брин отмечает, что класс представляет собой уникальный социальный контекст, в рамках которого создаются условия для удовлетворения потребностей участников ситуации — учеников — в информации о языке. Главной функцией этого социальног ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru