Учитель: Как вы понимаете заключительные строки стихотворения(«Дайте мне на родине любимой Все любя, спокойно умереть!»)?
Ученик: Мне кажется, в данном случае это стихотворение надо рассматривать в контексте всего творчества Есенина 1924-1925 годов, так как в этот период тема смерти является сквозной в его поэзии. Поэтому можно сказать, что в этом стихотворении смерть представляется лирическому герою благом, если она случится с ним на «родине любимой», и он примет ее «спокойно», «все любя». Это представляется логичным, верным. Лирический герой после смерти как бы соединяется с родиной.
Учитель: Спасибо. Итак, подведем итоги данного урока. Тема Родины – это основная тема в лирике Есенина, по его же словам.
Она эволюционировала в течение всего его творчества: от позиционирования родины как земного рая – к родине-сплаву реального, мифологического, религиозного – к образу родины как Богородицы, купели новой жизни – к лирическому образу малой родины – к отображению родины, с одной стороны, как чего-то изменившегося под действием социальных сил, с другой стороны, как чего-то вечного, вневременного – к образу родины как вечного, но принимающего своих мертвых как часть себя.
Спасибо за работу.
Запишите домашнее задание:
1) Опираясь на поэзию Есенина и книги о его жизни и творчестве, составьте краткую таблицу об основных адресатах любовной лирики
Адресат любовной лирики |
Стихотворения, посвященные этой женщине |
2.3 Урок 3
Вечные темы в лирике С. А. Есенина
Цели:
1.Учебная: проследить эволюцию тем любви и скоротечности бытия в лирике С. А. Есенина, выявить их основные особенности; выявить особенности мировоззрения автора, связанные с отношением к жизни и смерти;
2. Развивающая: развивать навыки целостного анализа лирического произведения, навыки устной речи; развивать умение сравнивать, сопоставлять; развивать логическое мышление учащихся;
3.Воспитательная: способствовать формированию у учащихся их собственного мировоззрения путем обсуждения вечных тем тем(любви, жизни, смерти);
Тип урока: урок совершенствования ЗУНов
Методы и приемы: репродуктивный метод (рассказ учителя о творчестве), эвристический метод (аналитическая беседа), творческое чтение (выразительное чтение), исследовательский метод (самостоятельное изучение литературы).
Оборудование: фотографии женщин, которые стали адресатами любовной лирики поэта, записи песен.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Мы с вами продолжаем изучение творчества С. А. Есенина. На прошлом уроке мы выяснили, что тема России – основная тема его творчества. Сегодня же мы с вами поговорим о том, как воплощаются в лирике поэта вечные темы: любви и скоротечности бытия (жизни и смерти).
Один из современников Есенина, И. С. Рахилло, писал, что три любви двигали им в жизни: это любовь к родине, стихам и славе. Сразу возникает вопрос: а где же было место обычной, земной любви в его творчестве? Попробуем в этом разобраться.
Дома вы должны были заполнить таблицу об основных адресатах его любовной лирики. Посмотрим, что у вас получилось.
Ученик:
Адресат |
Стихотворения |
Лидия Кашина |
«Зеленая прическа, девическая грудь» |
Анна Изряднова |
«Гаснут красные крылья заката» |
Зинаида Райх |
«Письмо к женщине» |
Айседора Дункан |
«Сыпь, гармоника…Скука…Скука…», «Пой же,пой» |
Августа Миклашевская |
Цикл «Любовь хулигана» |
Шаганэ Тальян |
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» и другие стихотворения из цикла «Персидские мотивы» |
Софья Толстая |
«Видно, так заведено навеки» |
Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, что вы прочитали что-нибудь в книгах о Есенине о его любви? Что показалось вам неожиданным, интересным?
Ученик: Меня удивило, что возможно, самые проникновенные его стихотворения о любви посвящены тем, с кем у него не было фактического романа: Августе Миклашевской, Шаганэ Тальян. Напротив, те женщины, которые стали действительно важными фигурами в его жизни не нашли такого отражения в его поэзии. Так, и Райх, и Дункан присутствуют в ней достаточно косвенно.
Специфика урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В методической литературе об уроке написано много. Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное з ...
Методы, используемые в работе социального педагога
Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общ ...
Аутентичность социального контекста
Затрагивая проблему аутентичности социальной ситуации на уроке, М Брин отмечает, что класс представляет собой уникальный социальный контекст, в рамках которого создаются условия для удовлетворения потребностей участников ситуации — учеников — в информации о языке. Главной функцией этого социальног ...