Ученик 2: А мне показалось интересным то, что практически любые его стихи о любви в то же время имеют выход и на другую тему: о поэзии, о себе. Есенин в большей степени задумывается о том, что мучает конкретно его, чем рефлексирует на тему любовного чувства. Даже, например, в «Любви хулигана», лирическая героиня в первую очередь показывает, что она явилась фактором изменения характера лирического героя («В первый раз я запел про любовь / В первый раз отрекаюсь скандалить»).
Ученик: В «Письме к женщине» Есенину по сути нужен только адресат, любовная линия в нем связывается в первую очередь с личными переживаниями лирического героя, его мыслями о его собственной трагедии, о «роке событий».
Учитель: Ваши наблюдения, без сомнения, верны. Мы поговорим о некоторых произведениях более подробно, а в конце нашего обсуждения сделаем общий вывод по всей теме любви в творчестве Есенина.
Исследователи творчества Есенина отмечают, что в его ранних стихах сложно встретить женщину, в них, скорее, чувствуется «бесполая отроческая духовность». Так, почти на каждой странице «Радуницы» и «Голубени» мы встречаем «девушек-елей», березку, «что загляделась в пруд», сосну-старушку, «кротких» монашек-ив. Однако у него есть цикл стихотворения 1916 года «Мечта» (из книги «стихи о любви»), в котором лирический герой думает о девушке-мечте, незнакомке, которая должна быть рядом с ним. Ему кажется, что она рядом, слышит ее голос («Но опять пришла ты из тумана, / и была красива и светла», «Эта жизнь тебя пугала мною, / я же вся как воздух и вода»). Этот цикл важен тем, что именно в нем складывается образ девушки-мечты, несуществующей, который будет появляться его лирике, особенно в стихах последних лет последних лет: образ «единственной / Той, в которой тот же свет / и которой в мире нет». Так же 1916 годом датируется и стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных». Прочтем его.
Ученик:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Учитель: Последняя жена поэта, Софья Андреевна Толстая комментировала это стихотворение так: «Можно предположить, что стихотворение было навеяно смертью девушки, которую Есенин любил в годы молодости в своем родном селе». Однако исследователи склонны считать несколько иначе. Так, Алла Марченко связывает это стихотворение с именем Анны Сардановской, действительно, юношеской любви Есенина, но говорит, что она умерла в 1921 году, поэтому данное стихотворение не может быть вызвано ее смертью. Но, по мнению исследователя, речь здесь идет не о умирании как таковом, а об умирании чувства лирического героя к его возлюбленной. Ответьте на вопрос: какие чувства вызывает у героя воспоминание о былой любви? Каково настроение стихотворения?
Ученик: Можно сказать, что стихотворение пронизано чувствами умиротворения, спокойствия, герой грустит об утрате, но воспринимает ее как данность, это светлая грусть. Стихотворение звучит тихо, приглушенно, плавно.
Учитель: Каким образом поэт создает это ощущение тишины в стихотворении?
Ученик: Это можно проследить на лексическом уровне. Так, поэт использует следующие слова и выражения: «В тихий час», «говор кроткий», «шепчет ветер».
Учитель: Для чего необходимо это ощущение тишины?
Ученик: Чувство лирического героя умирает, как бы засыпает, лирическая героиня «отоснилась» ему, он ощущает погруженность в будто бы сон. Именно поэтому в данном стихотворении встречаются такие части суток, которые непосредственно связаны со сном или пробуждением: «закат», «заря». Подобным обусловлена и кольцевая композиция стихотворения: последняя строфа повторяет первую, тем самым создавая ощущение погруженности в сон, полного абстрагирования от лирической героини.
Учитель: В чем особенности изображения возлюбленной лирического героя данного стихотворения?
Ученик: Она не просто исчезает, в понятии лирического героя она полностью сливается с природой, становится ее частью. Об этом свидетельствуют сравнение ее внешности с природными явлениями, растениями: «со снопом волос твоих овсяных», «с алым соком ягоды на коже», «На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла», «зерна глаз». Герой перестает видеть ее саму и потому не ищет ее следа «в кустах багряных».
Интернет на уроках иностранного языка
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели иностранного языка по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но прежде всего необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательн ...
Активизация познавательной активности учащихся на уроках
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфиче ...
Специфика отбора методов обучения и воспитания детей с отклонениями в
развитии
Методы обучения находятся в существенной зависимости от психологических, возрастных особенностей школьников. Например, выбор методов обучения в начальных классах, особенно в 1, определяется возможностями развития абстрактных форм мышления на основе связи с чувственным опытом ученика. Методы обучен ...