Учитель: При помощи какого приема поэт показывает, насколько важна родная природа для его лирического героя?
Ученик: Поэт использует прием олицетворения, природа одухотворяется, становится для него живой (осины «загляделись в розовую водь», «звенит .рожь»). Об этом свидетельствуют также и обращения лирического героя к природе («Милые березовые чащи! / Ты, земля! И вы, равнин пески!»). Именно с помощью этого приема он наиболее полно выражает связь своего лирического героя с земным миром.
Учитель: Как еще поэт изображает противопоставление земного и загробного миров?
Ученик: Это происходит путем сопоставления лирическим героем его чувства по отношению к двум пространствам. Вспоминая события своей жизни, он говорит не о каких-то глобальных делах, не об истории, не о каких-то важных вехах своей жизни; он обращается к тем простым действиям, которые свидетельствуют о любви к жизни, о полноте ее проявления: «дышал и жил», «целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Это характеризует его позиционирование себя не как какого-то конкретного человека, конкретного поэта, но как обычного человека. Это те действия, которые присуще каждому живущему. Мысли же о загробном мире вызывают в лирическом герое лишь отрицательные эмоции: тоску и страх («не в силах скрыть своей тоски», «я всегда испытываю дрожь»).
Учитель: Верно. Но как вы думаете, почему мысли о «той стране» необходимы для лирического героя?
Ученик: Он считает загробный мир «пустым» и именно эта мысль невольно заставляет его почувствовать полноту земной жизни, его важность для него. Лирический герой только тогда понимает, как ему «дороги…люди», когда задумывается о смерти.
Учитель: Таким образом, в этом стихотворении поэт оставляет нам не только свои размышления о быстротечности бытия, не только свое нежелание расставаться с жизнью, но и скрытый рецепт, как ценить жизнь в целом и каждое ее мгновение в частности. Мне кажется, это мысль будет актуальной во все времена.
Итак, как вам кажется, какой вывод мы можем сделать из двух проанализированных нами стихотворений Есенина?
Ученик: Жизнь прекрасна, но скоротечна; смерть неизбежна. Именно поэтому мы должны жить в полную силу, принимая мысль о смерти.
Учитель: Спасибо. Запишем домашнее задание: Прочитайте стихотворения «Разбуди меня завтра рано», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни», «Я спросил сегодня у менялы», «Никогда я не был на Босфоре», «Голубая родина Фирдуси», «Письмо матери», «Снежная замять дробится и колется».
На следующем уроке мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по творчеству С. А. Есенина.
2.4 Урок 4
Подготовка к сочинению по творчеству С. А. Есенина
Цели:
1.Учебная: научить школьников письменному выражению монологической речи, обобщить знания, полученные в ходе изучения темы «Жизнь и творчество С. А. Есенина»;
2.Развивающая: развивать письменную речь, образное и логическое мышление учащихся
3.Воспитательная: прививать учащимся патриотические чувства, формировать бережное отношение к матери.
Тип урока: урок контроля и коррекции
Методы и приемы: репродуктивный (рассказ учителя об элементах сочинения, работа учащихся по конспектированию речи учителя), эвристический (составление таблицы, плана, написание элементов сочинения), творческое чтение (выразительное чтение)
Оборудование: доска, фотографии Есенина.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! На предыдущих трех уроках мы с вами рассмотрели творчество С. А. Есенина.
Мы узнали о его жизненном пути, выявили основные особенности темы родины, любви, жизни и смерти в его лирике. На сегодняшнем занятии мы с вами будем готовиться к сочинению по его творчеству, и на следующий урок вы сдадите мне готовые работы.
Дома вы читали определенные стихотворения, с которыми будут связаны темы сочинений.
Итак, вашему вниманию предлагается три темы, вы выбираете одну из них. Вам сразу же необходимо выполнить первое задание – сформулировать основную мысль сочинения (о чем вы будете писать).
После мы зачитываем и обсуждаем различные формулировки.
Тема России в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы» |
Тема гибели русской деревни в лирике С. А. Есенина |
Своеобразие образа матери в лирике С. А. Есенина |
Тема России (как основная в лирике Есенина) звучит в цикле «Персидские мотивы» особенно ярко, потому что лирический герой в нем выражает свое отношение к родине через сравнение ее с другим, экзотическим пространством. |
Трагедия деревни напрямую связана с противостоянием ее как носителя старого уклада и города как носителя нового. Поэт изображает, как природа подавляется творениями рук человеческих, что свидетельствует о гибели деревни. |
Образ матери в поэзии Есенина несколько абстрактен, обобщен, в нем доведена до предела самая главная черта – любовь к своему сыну. Важная черта личности лирического героя также выявляется через его отношение к матери. |
Отражение проблемы социально-психологического обеспечения учащихся в
начальных классах в практике педагогического воздействия
Определение содержания социально-психологического обеспечения учащихся начальных классов потребовало анализа проблемы социально-психологического обеспечения в школьной практике. При изучении состояния проблемы социально-психологического обеспечения в практике педагогического воздействия нами выявл ...
Выбор темы
художественно-творческой части дипломной работы
Мода на изделия художественного творчества в настоящее время приобрела форму китча. На всевозможных лотках красуются матрешки, рисунки на пасхальных яйцах из дерева. Также подчас пародируют проблемы русской глубинки, а изделия из Ржели старательно имитируют не слишком оригинальные анекдоты о новых ...
Основные сведения и особенности о березе и бересте
Береста по своим качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов берестяников, качество ее зависит: от возраста дерева; от местности, где растет береза; от здоровья березы.
На молодых березках (3-4 лет) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень ...