1909 – 1912 – Учеба Есенина во второклассной церковно-учительской школе в Спас-Клепикове. Поэт никак не может подладиться к бурсацким правилам жизни, отличается от своих одноклассников повышенной чувствительностью, интеллигентностью, уязвимостью, хотя часто берет на себя роль предводителя. Учится он хорошо, и учителя поручают ему проверять уроки всех лодырей, которых оставляли без обеда готовить несделанные домашние задания. Именно в Спас-Клепиках Есенину открывается Пушкин, творчество которого он ценил всю свою последующую жизнь. В этот период жизни стихи поэта были крайне несамостоятельны, в них чувствовалось прямое влияние Надсона и молодого Лермонтова, подражание им: «Звезды», «Поэт», «И. Д. Рудинскому», «У могилы», «Что прошло – не вернуть» и другие.
Есенин чуждается домашних и оберегает от их насмешек свою личную жизнь, в особенности, отношения с молодой помещицей Лидией Ивановной Кашиной. К ней, несмотря на то, что она, мать двоих детей и замужняя женщина, на десять лет старше Есенина, он испытывает чувства более глубокие, нежели почтительные или уважительные. Каждое лето Лидия приезжала в деревню с детьми, но без мужа. Ее муж был важным генералом, но она не хотела с ним жить. Шестнадцатилетнего Сергея с помещицей знакомит его друг Тимоша Данилин, который учит ее детей. С тех пор поэт становится частым гостем в ее доме. Кашиной посвящено стихотворение «Зеленая прическа, девическая грудь .». Более того, она становится одним из прототипов Анны Снегиной в одноименной поэме.
1912 – После окончания Спас-Клепиковской школы Есенин переезжает в Москву Александр Есенин устроил сына в контору к своему хозяину с условием, что Сергей осенью поступит в учительский институт. Однако тот сразу же показал характер: ему не нравятся конторские порядки. Через неделю он взял расчет и заявил отцу, что ни в какой учительский институт не пойдет, и что сам будет искать себе место в жизни. Есенин пришел в Суриковский кружок литераторов, названный так по имени известного в то время поэта Ивана Сурикова. Члены этого кружка увлекались социально-народническими декларациями, и где-то год спустя Есенин порвал с этим кружком, поняв, что его это не привлекает.
1913 – в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон появляется первая публикация Есенина – стихотворение «Береза». Сейчас один из учеников прочитает его вслух.
Ученик:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Учитель: Спасибо. Скажите, пожалуйста, как чувства возникают у вас от прочтения этого стихотворения?
Ученик: Возникает чувство умиротворения, спокойствия, эстетического удовлетворения. Поэт воспроизводит очень яркую картину зимней природы.
Учитель: Каким образом поэт достигает такой визуальной четкости изображения?
Ученик: Поэт использует различные средства художественной выразительности: олицетворения («береза принакрылась снегом», «заря обсыпает ветки»), сравнения («принакрылась снегом, будто серебром»), метафоры («распустились ветки белой бахромой», «горят снежинки в золотом огне»), эпитеты («снежной каймой», «на пушистых ветках», «в сонной тишине»).
Учитель: Скажите пожалуйста, напоминает ли вам это стихотворение Есенина какое-нибудь стихотворение из поэзии XIX века?
Ученик: Да, вспоминается стихотворение А. А. Фета «Печальная береза…». В нем нашему взгляду представляется подобная картина заснеженной березы.
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
ак гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Учитель: Однако какие вы видите различия между двумя этими стихотворениями?
Ученик: Если в стихотворении Есенина создается спокойная и радостная атмосфера, то подобное стихотворение Фета звучит намного грустнее, хотя там тоже наблюдаются положительные эмоции: «печальная береза», «траурный наряд», «жаль мне».
Учитель: Как вы думаете, о чем может свидетельствовать сходство и различие стихотворений Есенина и Фета?
Ученик: Есенин, с одной стороны, продолжает традиции русской пейзажной лирики, а с другой стороны, открывает в ней что-то свое.
Учитель: Спасибо. Теперь продолжим наш разговор о жизни поэта.
1913 - Посещает вольнослушателем историко-философский факультет Народного университета имени Шанявского. Устраиваеся корректором в типографию Сытина. Тогда же он знакомится с Анной Изрядновой, тоже работавшей там. Есенин при первой же встрече взволновал ее сердце: «Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был . На нем был коричневый костюм, накрахмаленный воротник и зеленый галстук. С золотыми кудрями он был кукольно красив…» К Анне Сергей привязался, читал стихи. Они сняли комнату у серпуховской заставы и начали семейную жизнь. В декабре 1914 у них родился сын Юрий. Когда Анна вернулась домой, у Сергея был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены и даже обед готов и куплено пирожное. На ребенка 19-летний Есенин смотрел с любопытством, все твердил: «Вот я и отец». Потом привык, полюбил его, качал, убаюкивая, пел над ним песни. Говорил Анне: «Ты пой ему больше песен». Но в марте уехал в Петербург. Анна не винила его в этом, потому что понимала, что его «нетронутая хорошая душа» предназначена была не для семейной жизни. Женщина осталась преданной Есенину до конца жизни, и сам поэт всегда относился к ней с теплотой. Он иногда навещал ее и сына, пришел к ней попрощаться перед отъездом в Ленинград в декабре 1925 года, просил беречь сына. Однако Юрий Есенин был расстрелян 13 августа 1937 года по обвинению в подготовке к покушению на Сталина. (Фотографии Есенина времен его службы в типографии Сытина, фото Анны Изрядновой).
Анализ организационного и основного периода работы
Организационный период.
Это период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3.
Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся, формирование временного детского коллектива.
Для достижения цели выполнялись следующие задачи:
· Встреча детей, формирование отрядов,
· Анкетирование с ц ...
Теоретический аспект патриотического воспитания
Гасанов З.Т. в своей статье «Цели, задачи и принципы патриотического воспитания» определяет российский патриотизм как отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, как отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, г ...
Использование практикумов при изучении программных средств
Электронные практикумы ориентированы на приобретения учащимися основных навыков работы в среде Windows, MS Excel, MS Word, Интернет, Клавиатура, а также обеспечения полного и объективного контроля приобретенных умений.
Практикумы предназначены для обеспечения максимальной самостоятельности работы ...