Март 1915 – Есенин уезжает в Петербург для того, чтобы показать свои стихи Блоку и стать известным.
(Запись Есенина, читающего «Разбуди меня завтра рано»).
9 марта 1915 – Встреча с Блоком. Есенин послал поэту записку, потом нашел его адрес в какой-то книжной лавке и пришел к нему домой. Дверь ему открыл сам Александр Александрович. Есенин потом признавался, что когда он смотрел на Блока, с него капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.
Блок охарактеризовал есенинские стихи как «свежие, чистые, голосистые» и направил его к поэту Сергею Городецкому и журналисту Михаилу Мурашову, предварительно снабдив его рекомендательными записками. Обоим очень понравился Есенин, они с ним сошлись, оценили его талант и облегчили ему хождение по мытарствам записками во все знакомые им журналы. Благодаря этому, Есенин начал много печататься. Впоследствии, в 1926 году, Городецкий писал, что в Петербурге факт появления Есенина был осуществлением долгожданного чуда. На его вечерах в богатых буржуазных салонах за ним ухаживали, ему удивлялись, ахали, охали, угощали на инкрустированных столах, с тарелок коллекционного фарфора. Внутренне посмеиваясь над публикой, поэт читал:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
(«В хате»,1914)
Дамы изнывали от восторга:
- Как вы сказали? «Ухватами»? Прелестно!
- Махотка? Ах, это замечательно! Вы слышали, милочка, как он произнес: «Махотка!» «Мо-ло-ко»! «Ко-ро-ва»! Ну конечно же он истинный поэт! И кудри, крупные какие, поглядите! Пастушок, истинный пастушок!
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему «деревенские» стихи Есенина производили такой фурор в столичных салонах?
Ученик: Для публики шикарных салонов такие стихи были чем-то вроде экзотики, чем-то необычным, потому все были в восторге.
Учитель: Кажется ли это стихотворение необычным вам? Почему?
Ученик: Поэт использует много диалектизмов: «драчены», «дежка», «ухват», «махотка», «сени скатые» и другие.
Учитель: Как вы думаете, чем это обусловлено?
Ученик: Есенин - выходец из деревни, поэтому он так активно использует привычные ему слова в своей поэзии.
Учитель: Да, это правильная мысль. Кроме того, очень важным фактором является принадлежность раннего Есенина к группе новокрестьянских поэтов, чья поэзия предполагала отражение народного, крестьянского быта, крестьянского пейзажа, характера. Одним из основных новокрестьянских поэтов мы можем назвать Николая Алексеевича Клюева, с которым Есенин знакомится в октябре 1915. С тех пор они долгое время выступают вместе, Клюев овладевает молодым поэтом. Он увидел в Есенине то, чего не увидели ни сам Блок, ни Городецкий, ни все остальные. С первого же знакомства со стихами Есенина поэт понимает, что перед ним не «молодое многообещающее дарование» и не «сказочный херувим», а зрелый, яркий поэт со своим уникальным зрением и неповторимым поэтическим миром.
Есенин и Клюев образовывают группу «Краса», куда, кроме них, входят также Ремизов, Городецкий и другие. Эта группа проводит несколько литературных вечеров в Петербурге. Позднее она прекращает свою деятельность и входит в общество «Страда», учрежденное 7 октября того же года на квартире того же Городецкого. Позже оно тоже распадается.
Январь 1916 – выходит в свет первый сборник Есенина «Радуница». Радуница, или Радоница, - в общеславянской (а впоследствии, и в православной) традиции, особый день поминовения усопших и посещения кладбищ, первый после праздника Пасхи, который совершается на девятый день от нее. Она подводит итог ранним стихотворным опытам поэта. По своему составу она неоднородна, в ней чувствуется и влияние христианских идей («Пойду в скуфье смиренным иноком», «»Шел Господь пытать людей в любови», «Микола» и другие), и картины реальной крестьянской жизни («Черная, потом пропахшая выть!», «Туча кружево в рощи связало», «В хате», «Край ты мой заброшенный» и другие), и судьба России («Русь»), и любовная лирика («Выткался на озере алый свет зари», «Хороша была Танюша и другие). Однако эта общая неоднородность составляет наиболее полную картину крестьянской Руси с ее реалиями и верованиями. Более того, в эту картину поэт вкладывает свое личное отношение – безграничной любви к Родине.
25 марта 1916 - Есенина призывают в армию. Благодаря ходатайству Клюева, полковнику Ломану удается пристроить Есенина в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества
Специфика урока иностранного языка в общеобразовательной школе
В методической литературе об уроке написано много. Существует огромное количество определений этого понятия. «Урок – это педагогическое мастерство» (М.Н. Скатник); «урок – это диалектический феномен; он является частью учебного процесса и одновременно его целым». «Урок – основное организационное з ...
Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса
В развитии традиционных культур велика была роль религии, определявшей мировоззрение человека, его отношение к природе и обществу, его национальную психологию (ментальность).
Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе педагогической. ...
Развитие информационных умений учащихся на уроках физики
Совершенствование методов и разработка активных форм обучения физике – одно из важнейших средств интенсификации и оптимизации учебного процесса. Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача научить учащихся учиться. Учеб ...