практичность;
самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;
наблюдательность;
самообладание;
общительность;
настойчивость;
активность;
работоспособность;
организованность.
Анализ научных основ и путей формирования эффективного педагогического общения позволяет наиболее успешно организовывать воспитательное воздействие на учащихся.
Система педагогических навыков и умений учителя-мастера своего дела также принципиально отличается рядом особенностей.
Нами установлено, что для успешного решения любой педагогической задачи требуется высокий уровень сформированности проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских умений, реализуемых в поведении учителя на уроках.
Также, установлено, что способный учитель достигает лучших результатов в сравнении с малоспособными с помощью меньшего количества инструкций, замечаний, путем более целесообразных воздействий, умея сделать цели педагогической деятельности личными целями учащихся. Талантливые учителя в отличие от малоспособных своих коллег владеют сложными проектировочными и конструктивными умениями при доминировании первых. Талантливых учителей отличает умение предъявлять учебные задачи в таком порядке, чтобы учащиеся, решив их, достигли цели, т. е. овладели бы учебным предметом или определенным видом деятельности. Этой конечной цели подчиняется и работа над каждой учебной задачей, которая сначала формулируется в общем виде, затем по частям, причем уже самими учащимися. Побуждаемые педагогом, они выстраивают частные задачи в такой последовательности, чтобы, в конечном счете, решить задачу в целом.
Поскольку учитель-мастер, профессионал в высшем смысле этого слова руководствуется в своей деятельности знаниями детской и возрастной психологии, то в итоге в структуре знаний, навыков и умений учащихся находят своеобразное отражение структурные и функциональные компоненты педагогической системы. Установлена зависимость между умением способных учителей включать учащихся в адекватную педагогическим целям игровую, трудовую, познавательную деятельность и высокими учебно-воспитательными результатами. Они умеют найти привлекательные для учащихся, но вместе с тем соответствующие педагогическим целям виды деятельности; мотивировать учащихся к их осуществлению, регулировать процесс деятельности; обобщать результаты, акцентируя внимание и направляя их усилия на объекты, соответствующие педагогическим целям.
Таким образом, установлена зависимость достигаемых результатов учащихся от деятельности их учителей. Это дает основание утверждать, что система работы учителя является важнейшим фактором развития учащихся, а его одаренность — условием развития младших учащихся.
Организация воспитательного воздействия на основе социально-психологического обеспечения подразумевает создание совокупности педагогических условий. Организацию педагогического взаимодействия с учащимися на основе сотрудничества, "развивающей помощи", направленного на возникновение системы позитивных представлений у учащихся о себе. Актуализацию и развитие рефлексивных навыков; педагогически целесообразное сочетание оценки учителя и самооценки ребёнка; создание ситуаций успеха.
Реализация условий предполагает: отношение к ребёнку как к самоценной личности, уважение и принятие любых его индивидуальных проявлений. Демонстрация учителем по отношению к учащимся педагогической эмпатии. Побуждение младшего школьника к анализу собственных переживаний. Стимулирование проявления таких важных личностных характеристик, как достоинство личности, адекватная самооценка, способность к самоанализу, инициативность, самостоятельность; толерантность.
В процессе оценивания воспитательной деятельности младшего школьника разумна замена отметок развёрнутыми словесными оценками педагога, преобладание положительных оценок. Важно, чтобы ребёнок совместно с учителем участвовал в производстве оценки, в выработке её критериев, в их применении к разным конкретным ситуациям. Обучение учащихся самооценке происходит через развёрнутую и аргументированную учителем оценку достоинств и недостатков продуктов воспитательной деятельности.
Характеристика работы ведущего и реквизита
Роль ведущего выполняла одна из воспитательниц, которая изложила вводную часть, разъяснив идею занятия-спектакля. Так как спектакль в участии ведущего не нуждался, то характеризовать ее в полной мере не имею возможности.
Что касается характеристики реквизита, то он был выбран правильно и вписывал ...
Разработка творческих работ для
обучения работе в графических редакторах детей с нарушениями слуха
Описанные в предыдущем параграфе формы, методы и средства обучения, позволили нам разработать творческие работы, выполнение которых наряду с использованием информационных технологий позволяет развивать творческие способности учащихся.
Трудно назвать другую сферу человеческой деятельности, которая ...
Различные подходы к определению формулировки понятия «ведущая рука»
Леворукие люди существовали всегда, но лишь сейчас, в последние годы, за ними оставляют право быть собой, сохранить свою индивидуальность. Но еще двадцать лет назад отношение учителей к левшам было резко негативным, педагоги стремились, во что бы то ни стало, переучить детей на правую руку, порой ...