…
Мы поднимем руки вверх.
Все присядем к полу.
И задания опять выполнять готовы.
Первую часть приведенного стихотворения можно использовать на начальном этапе урока для формирования у детей настроя на урок. Все целиком стихотворение позволяет в такой форме привести физкультминутку. Кроме того, игры-стихотворения могут использоваться для формирования умения слушать.
Игра "Для кого звенит звонок"
Цель: Учить выполнять действия, связанные со звонком на урок/ с урока.
Ход игры: Вы слышали, как звенит звонок? Он звенит для хороших учеников, зовет их на урок. Давайте и мы научимся быть хорошими учениками. Для этого нужно быстро, но спокойно подойти ко мне, как только вы услышали звонок, и построиться у класса. Представьте, что сейчас перемена, и вы играете. Скоро прозвенит звонок…
Учитель дает звонок, дети строятся у класса. Игра повторяется несколько раз.
Аналогично организуются игры по обучению детей выходить из класса. Однако в этом случае необходимо ввести дополнительное условие: выходить из класса можно только после слов учителя: "Урок окончен. Выйдите, пожалуйста, из класса". Кроме того, эти игры можно объединить, обучая дифференциации звонка к началу и концу урока.
Игра "Отвечалочка"
Цель: Научить правильно проявлять желание ответить на уроке.
Инструкция:
1 вариант: Передо мной лежат разные интересные вещи. Я не знаю, как они называются. Давайте я покажу вам эти вещи. Если вы знаете, как называется предмет, и хотите ответить, поднимите руку. Вот так (показ).
2 вариант: Вы принесли в школу свои любимые игрушки. Мы их положили в приготовленный для них ящик. Я не знаю, чьи это игрушки. Я покажу их вам. Если вы узнаете свою игрушку, поднимите руку и расскажите нам о ней.
Характерной особенностью поведенческих учебных действий является относительно легкое их формирование. В дальнейшем они лишь требуют постоянного контроля и стимуляции их выполнения со стороны взрослого. В этой связи целесообразно использовать стимуляцию выполнения действий, основанную на стремлении детей к положительной оценке взрослого. Можно использоваться, например, такое обращение к классу: "Поднимите руки, как хорошие ученики. Я бы так хотела видеть в классе только хороших детей".
Формирование общих учебных действий
От особенностей владения этой группой действий, так же как и предыдущей, во многом зависит успешность включения ребенка в учебно-воспитательную деятельность, так как они составляют ее внешнюю сторону. Поэтому ряд общих учебных действий (умение владеть учебными принадлежностями, организовывать рабочее место, работать в едином темпе, следовать правилу, инструкции) формируется одновременно с поведенческими действиями. Для этого используются игры-тренинги ("Наведи порядок на столе", "Укажи, что не в порядке"), серии заданий для ориентировки в тетрадях и учебниках.
В группу общих учебных действий входят действия, формирование которых требует длительного времени. Так, при формировании умения включаться в деятельность одним из эффективных способов является постоянное использование в определенных ситуациях заданий, интересных для детей. Например, на первом уроке в понедельник в течение всего времени обучения показываются любимые детьми диафильмы и читаются книги.
Для формирования умения вступать в контакт и работать в коллективе используются задания, рассчитанные на работу в паре и группе. Например, на уроках чтения предлагается чтение и пересказ по ролям. Первоначально ведущая роль принадлежит учителю, затем она переходит к более сильным ученикам. По мере овладения этим видом работы ведущие роли могут выполнять и самые слабые учащиеся. Поэтому необходимо отметить положительное влияние на эффективность работы совместной деятельности учителя и учащихся.
Положительное влияние на формирование коллектива оказывают и игровые занятия. Пример такого занятия приведен ниже.
Игра "Хлопочки"
Цель: Научить детей контролировать работу друг друга.
Инструкция: "Слушайте ответы своего товарища. Хлопните в ладоши, если ответ был правильным. Исправьте ошибки, если таковые имелись". Задача учителя при такой организации опроса заключается в поддержке активности класса и контроле правильности выполнения инструкции.
Специфика работы социального педагога с неполной семьей
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Образовательная составляющая, включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощ ...
Общие требования к методике обучения двигательным действиям
Целесообразность применения того или иного метода (методического приема) в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований.
Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Соответстви ...
Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в
общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлеч ...