§ ребенок моет руки с мылом перед едой, принимает душ,
§ ребенок моется в ванной с мылом и мочалкой,
§ ребенок ухаживает за своим внешним видом,
§ ребенок следит за прической,
§ ребенок расчесывает волосы перед сном,
§ ребенок пользуется носовым платком,
§ ребенок ухаживает за своей одеждой и обувью,
§ ребенок переодевается в домашнюю одежду,
§ ребенок убирает в комнате,
§ ребенок убирает игрушки в группе и др.
Приглашая ребенка в игру, мы разыгрываем сценку.
¾ Здравствуй!
¾ Здравствуй!
¾ Давай знакомиться. Как тебя зовут?
¾ Степа, но друзья называют меня просто Тепа.
¾ А я Клепа, но мама часто меня называет Чистюлей.
¾ Чистюлей? А почему?
¾ Потому что я люблю чистоту и порядок. Я всегда опрятная и аккуратная.
¾ Я тоже хочу быть как ты. Научи меня, пожалуйста!
¾ С удовольствием! Слушай и запоминай мои правила, Правила Чистюли. А чтобы ты лучше запомнил их, я сделаю для тебя фотоальбом моих правил.
Затем, мы предлагаем сделать фотоальбом для Тепы, выбрав его из предлагаемых рисунков, карточки которые отображают культурно-гигиенические правила. Важно, чтобы эту задачу ребенок выполнял самостоятельно, без помощи взрослого.
Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.
Результаты проведения диагностической игровой ситуации «Правила чистюли», изобразили на (рис. 2).
Рисунок 2. Результаты проведения диагностической игровой ситуации «Правила чистюли»
21-31% детей (э.г. и к.г.) с интересом слушали правила и без ошибок выполняли задание.
45-50% детей (э.г. и к.г.) невнимательность и рассеянность детей не позволило до конца правильно выполнить задание.
18-27% детей (э.г. и к.г.) не выполнили задание. Они выбирали картинки связаны не с правилами гигиены, а те которые нравились, или решили, что те действия, которые были изображены на них, интереснее выполнять. Данный альбом они составляли лишь с личных интересов, никак не связано со здоровым образом жизни.
Выполнение данного задание говорит о возможности ребенка оценить важность здорового образа жизни для жизнедеятельности человека.
Бланки ответов экспериментальной и контрольной группы представленный в форме таблицы ( см. приложение 3)
На третьем этапе констатирующего эксперимента мы провели опросник «Мотивации здорового образа жизни старших дошкольников» (приложение 4).
Цель опросника: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека.
Вопросы для беседы:
1.Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек»? Кого мы называем здоровым? У нас в группе есть такие дети?
2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?
3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?
4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?
5. Знаешь ли ты, что такое микробы? А как защититься от них?
6. Как ты думаешь, опасно ли быть неряхой и грязнулей? Что может случиться с ним?
7. Ты считаешь себя здоровым ребенком? Почему ты так думаешь?
8. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так считаешь?
9. Делаешь ли ты и твои родители утреннюю зарядку? Гимнастику для глаз? Обливаетесь ли водой? Как ты думаешь, это вредно или полезно? Почему?
10. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?
11. Знаешь ли ты, когда человеку было больно? Почему так происходит, как ты думаешь?
Критерии оценки беседы:
Высокий уровень мотивации ребенка к здоровому образу жизни: ребенок владеет здоровье сберегающим понятием, грамотно наполняет содержанием беседу, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации.
На вопросы дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы, часто проявляя здоровьесберегающую эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных здоровьесберегающих задач. Ребенок мотивирован к здоровому образу жизни. Его представления носят здоровьесберегающий характер.
Средний уровень мотивации ребенка к здоровому образу жизни: ребенок отчасти владеет здоровьесберегающим содержанием беседы, некоторые разделы позволяют ему проявляться активнее в общении со взрослым, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется здоровьесберегающая эрудированность. Это позволяет сделать вывод о здоровьесберегающей избирательности ребенка, о разрозненности его представлений. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни.
Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится взаимодействие учителя и уче ...
Педагогика - предмет, задачи, функции
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наук ...
Развитие мышления учащихся в процессе обучения физике
При формировании новых знаний и способов действий возможно использование различных методов исследования: экспериментального, теоретического, аксиоматического, описания. Любое исследование начинается с постановки проблемы, выдвижения гипотезы. В разработке предлагается технология выдвижения гипотез ...